(no subject)

Mar 01, 2020 11:52

к предыд.

Выйдя из комсомола по возрасту в 1971 г., Павел Николаевич в ряды КПСС не вступил … был верующим человеком … 28 февраля 1998 г., накануне 55-го дня своего рождения, Зырянов крестился в церкви иконы Казанской Божьей матери в Узком. Одновременно он сделал пожертвования церкви. По свидетельству друга Павла Николаевича В.Н.Пономарева, тот факт, что Зырянов не был крещен в детстве, он объяснял тем, что в Челябинске и округе не было православного храма.
[? а в р-не вокзала Рождества Богородицы и Свято-Симеоновская церкви]

В 90-е гг. П.Н.Зырянов начинает работу в коллективном труде по истории православных монастырей в России XI-XX веков. Эта книга была опубликована в издательстве «Наука» в 2002 г., а несколько раньше двумя изданиями вышла в свет его монография «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века» (М.: «Русское слово», 1999; М.: «Вербум», 2002). Для написания этой работы Зырянов перешел из сектора истории СССР периода империализма (явившегося преемником сектора буржуазно-демократических революций в России и возглавляемого А.П.Корелиным) в группу истории религии и церкви.
[Spoiler (click to open)]
Считая XIX и начало XX в. благоприятным периодом в истории русских монастырей, Зырянов показал, что их численность за это время более чем удвоилась: если в 1808 г. насчитывалось 443 православных монастыря при численности монашествующих 4266 человек, то в 1914 г. - 1025 монастырей, в которых находилось 94629 монашествующих. Отчетливо выраженной тенденцией была феминизация монашества: к 1914 г. обитательницы женских монастырей втрое превышали численность насельников мужских монастырей и пустынь, в то время как в начале XIX в. женские монастыри составляли немногим более 20% всех монастырей. Автор прослеживает изменение сословного состава монашествующих. Если в первой половине XIX в. в их числе значительным был удельный вес духовенства, купечества, мещанства, дворянства, то в начале XX в. в монашестве сильно возросла крестьянская прослойка.

Справедливо относя монашествующих к духовному сословию, Зырянов рассмотрел юридическое положение монастырей и их обитателей. Но главное внимание автор уделил внутренней жизни монастырей и их взаимодействию с «миром». Эти вопросы решены через характеристику монахов-аристократов, ученых иноков и рядовой братии, показ внутреннего строя монастырской жизни, рассмотрение монастырских доходов, имущества и капиталов, специализации монастырей: охарактеризованы миссионерские и «исправительные» монастыри, «рабочие» монастыри, в которых основное внимание уделялось рациональному ведению хозяйства.

По мнению Зырянова, в жизни России монастыри играли важную роль, «утверждая и поддерживая основы нравственности и благочестия»1 . Показано, что в духовном сплочении русской нации и других единоверных с ней народов значительную роль играли всероссийские религиозные центры - Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры, Оптина и Саровская пустыни и др. Значительное внимание в работе уделено монастырским старцам, особенно самым известным из них, игравшим важную роль в духовном «врачевании» народа - Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому. Монастыри занимались благотворительностью, имели просветительское значение, являлись хранителями и распространителями культуры. Вместе с тем, Зырянов показывает влияние на монастырскую жизнь социально-экономического и политического развития страны в изучаемый период, революции 1905-1907 гг., Первой мировой войны. Он пришел к выводу, что «в жизни монастырей отчетливо начал обозначаться кризис, связанный с необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни страны» [20]. Многие верующие искали выход из него в дальнейшей специализации монастырей по видам деятельности - миссионерской, колонизационной, благотворительной. Однако, верх одержали те, кто считал, что монашество должно сосредоточиваться на молитвенно-созерцательной деятельности. Во время революции и Гражданской войны были разрушены практически почти все монастыри.

Н.А.Иванова. Павел Николаевич Зырянов - ученый и человек // Долг и судьба историка. Сборник статей памяти доктора исторических наук П.Н. Зырянова. М.: РОССПЭН, 2008. С. 58-90.

православие, история, Челябинск

Previous post Next post
Up