"Рассказы комсомольца" - это авторский пересказ услышанных мною когда-то историй.
В их достоверности я не сомневаюсь, а уж ваше дело: хотите - верьте, хотите - нет...
ДЯДЯ ВАСЯ
Глава I
В июле 1983 г. наша группа комсомольских работников из разных концов Советского Союза собралась в зале ожидания Белорусского вокзала, предстояла рабоче-туристическая поездка в Берлин. В плане недельной поездки были встречи с активистами FDJ (немецкий аналог ВЛКСМ) и экскурсии по Берлину. Группа состояла из пятнадцати комсомольцев в возрасте от 23 до 26 лет и сопровождающего куратора - мужика лет тридцати пяти Николая.
В зале ожидания часа за два до отправления поезда мы объединившись в весёлую ватагу перезнакомились друг с другом, выяснили кто откуда приехал и "распушив хвосты", словно павлины перед павами, старались произвести впечатление на двух симпатичных девушек участниц нашей группы.
Перед посадкой в поезд куратор как заботливая курица пересчитал своих цыплят и видимо кого-то недосчитавшись решил ещё провести перекличку. Он по бумажки называл фамилии и ему весело по-армейски отвечали "Здесь!". Назвав очередную фамилию, слово "Здесь!" прозвучало не из нашей весёлой кучки, а от куда-то со стороны, сбоку. Все удивлённо замерли и оглянулись на голос, не далеко в стороне от нас сидел какой-то пожилой мужичок лет сорока пяти. Невзирая на июльскую жару за тридцать, он был в тёмно-синем костюме "тройка" и цветастом галстуке в форме лопаты.
- Нихрена се комсомолец! - услышал я чей-то шепот сзади.
- Ага, дядя Вася какой-то - так же шепотом добавили ему.
Мужичонка поднявшись с скамьи, подошёл к нашей обомлевшей компании и баском простуженного тракториста произнёс:
- Будем знакомы, меня Василий Парфёнович зовут, но вы можете называть меня дядя Вася, а как вас зовут походу потом узнаю, если нужно будет - и уже обратившись к куратору спросил - А где здесь товарищ уборная, надо бы до отправления всем сходить, а то проводницы её часа полтора не откроют пока с Москвы не отъедем.
Куратор тоже как-то ошалело посмотрел на комсомольца корчагинских времён, потом заглянул в какие-то бумажки и глядя недоверчиво на дядю Васю, как Ленин с броневика показал ему вытянутой пятернёй направление в туалет.
- В на-ту-ре дядя Ва-ся! А ты как угадал?! - послышался чей-то удивлённый шепоток и негромкое хихиканье.
Весь вид дяди Васи был полный контраст нашей группе. Мы все как на подбор были парни рослые, с спортивными фигурами, а он небольшого роста с довольно плотной фигурой и грудью "колесом" плавно переходящей в упитанный животик.
Да и вообще, он весь был какой-то несуразный, даже его голос, в хоре наших молодых голосов резал слух диссонансом.
При своём небольшом росте Дядя Вася имел довольно крупные конечности, его огромные туфли, не меньше сорок пятого размера и широкие ладони с короткими толстыми пальцами, сразу бросались в глаза. Большую голову украшала каштановая шевелюра из крупно вьющихся кудрей. Черты лица были тоже крупные, большой рот с толстыми губами, глаза на выкат и как главное украшение физиономии сизоватый нос "картошкой". Ни дать ни взять прямо внешность клоуна Олега Попова, когда он выступал на манеже.
***
В Берлине нас разместили в двухместных номерах гостиницы. Отобедав в здешнем ресторане мы собралась в скверике рядом с отелем.
Там наш куратор Николай прочёл маленькую лекцию: "Что нам можно, что нельзя".
"Нельзя" в сравнении с "можно" было гораздо больше, и если пункты "можно" были не обязательны к выполнению, то пункты "нельзя" были священным табу.
Сюда входило: по одному нигде не ходить, только группами минимум два человека, соблюдать правила приличия в общественных местах и всячески показывать свой высокий духовно-культурный облик советского человека, так как мы здесь находимся постоянно под пристальным вниманием недоброжелателей, мечтающих опорочить наш строй. На официальные мероприятия (их будет три) явка всем обязательна, вечером в 22:00 всем быть в своих номерах отеля.
- Чё-то как в детском саду, в десять спать ложиться, а погулять с фрау когда? - раздался чей-то шутливый голос.
- Ни каких фрау, знакомство с местным населением только на официальных встречах, вы видно товарищ забыли, что я только что говорил о провокациях - сказал Николай строго и добавил - а насчёт детского времени не беспокойтесь, немцы живут по другому времени.
- А это как, по другому времени?
- У немцев рабочий день начинается на два часа раньше, не как у нас с 8:00, а с шести утра.
- Ни чё себе, так они что, уже в четыре утра просыпаются?
- Абсолютно точно и по этому спать ложатся в 22:00.Так что десять вечера здесь время не детское. - пояснил Николай.
В первый день приезда официальных встреч и экскурсий запланировано не было.
Мы просто всей толпой решили пройтись и ознакомиться с окрестностями. Нашим гидом был Николай, по его словам он третий год работает сопровождающим на этом маршруте и Берлин знает лучше чем Москву.
За границей я оказался впервые. Непривычная архитектура, машины, незнакомая речь, надписи на домах и в витринах, всё было интересно и не обычно, вот только восторженное впечатление портила аномальная погода, прямо какой-то зной Сахары накрыл в то лето Берлин.
В тени столбик термометра подымался где-то градусов под сорок и ни малейшего ветерка. Мне даже в лёгкой одежде и сандалетах было тяжко от жары и духоты, под футболкой по телу стекали струйки пота, а с головы он едкими каплями попадал в глаза. Представляю, каково было дяди Васи, который брёл позади всех в своём суконном костюме тройка, чёрных туфлях и с фотоаппаратом на шее поверх галстука.
На следующий день после официального мероприятия и обеда, собирались отправиться на автобусную экскурсию по Берлину.
Когда все уселись в автобус и он уже собирался тронуться с места кто-то с конца салона тревожно затараторил:
- Подождите, подождите! ещё не все сели. Дяди Васи и Наташи не хватает!
Николай стоящий впереди солона, поднял руку, как бы призывая к тишине и сказал:
- Не беспокойтесь, всё нормально, они на экскурсию не едут, остаются здесь по личным делам. А вас товарищи хочу на будущие предупредить, у немцев железный порядок, если отъезд автобуса намечен на 14:52, то он в 14:52 и уедет, здесь опаздывать и кого-то ждать не принято, запомните.
Всем было очень любопытно:
- А что же это за дела такие у Наташи и дяди Васи, интересно, интересно...
Всё оказалось банально просто.
Вчера дядя Вася чуть тепловой удар не получил в своей "суконке", а лёгкой одежды у его с собой не было, вот он и пошел прибарахлится по летнему. Так как дядя Вася кроме русского языка другими не владел Наташа сопровождала его как переводчик. Она оказывается закончила ИНЯЗ и вообще была полиглот, знала три языка.
***
Утром следующего дня, когда мы почти все уже собрались в ресторанчике позавтракать, на пороге появился дядя Вася. Увидев его все сперва открыли рот от удивления, а в следующий миг зажав его салфеткой или просто ладошкой беззвучно тряслись от смеха, отводя взгляд от дяди Васи. Все мы были люди культурные и ржать над человеком который каждому из нас в отцы годился было непозволительно.
А такое неудержимое веселье в нас вызвали его обновки.
Нет не подумайте, он купил не дерьмо какое-то, как раз на оборот, все вещи на нём были моднючие по тем временам. Светло коричневая с тёмными вставками ковбойская рубашка Wrangler на кнопочках, лёгкие джинсы-варёнки в мелкую белую клетку-паутинку, модные тогда широкие подтяжки и летняя кепочка, по отдельности, каждая вещь не плохая, но всё это вместе выглядело на Дяди Васи ещё смешнее чем седло на корове. Да любой Рыжий клоун вряд ли бы выдумал более смешной и нелепый "прикид" для выхода на арену.
Джинсы были велики размера на два, а снизу длиннее наверное на пол метра, по этому были подвёрнуты в наружу на несколько раз и уродливыми манжетами наползали на его чёрные туфли сорок пятого размера. Вдобавок крой джинсов был по последней моде - "банан", это особый крой, высокая посадка, широкие в бёдрах - почти галифе и сильно зауженные к низу.
На высоких стройных людях они смотрелись не плохо, но на мужичке с квадратной фигурой и ростом едва метр шестьдесят - это было что-то!
Рубашка наоборот, была на пару размеров меньше, на нём она сидела в "облипочку", а две кнопочки на пузике казалось сейчас со свистом разлетятся по сторонам.
На выпуклой груди у дяди Васи красовался фотоаппарат ФЭД поверх неизменного пёстрого галстука в форме лопаты. Обрамляли эту композицию широкие ярко оранжевые подтяжки с "Мики Маусами", а завершала лёгкая летняя кепочка с зелёным полупрозрачным козырьком, так же вся разрисованная яркими мультяшными героями.
В автобусе который нас вёз на экскурсию Николай и дядя Вася сидели на переднем сиденье, а я у их за спиной и невольно слышал разговор.
Николай деликатно намекал дяди Васи о том что покупки он сделал отличные, но лично ему они не очень подходят. На что дядя Вася невозмутимо ответил:
- Да знаю я всё это, что они на мне не очень, да только я их ведь не себе покупал.
- Как не себе?! - удивился Николай.
- Да я их взял на подарки своим. Вот джинсы - зятю, он кабан здоровый, ему самый раз будут, размер его. Рубашка ковбойская - это Валерке, ему осенью восемнадцать стукнет, вот пусть на танцы в ей бегает, а кепка и подтяжки - Славке с Вовкой, они близняшки, им по четырнадцать в августе будет, как раз к днюхе привезу, а там сами разделят кому чё.
- Ну а сам как нибудь пять дней до дома дохожу, кого мне в Германии стеснятся, меня здесь никто не знает, главное что бы не жарко было. - И вздохнув добавил:
- Ты знаешь Николай, мне даже немцев жалко стало, климат у их тяжелый и ещё Гитлер был.
Николай в ответ промолчал, о чём-то задумавшись.