В журнале Club 4x4 вышла моя статья о нашем путешествии, теперь можно ее выложить здесь в авторском исполнении.
Обязательная программа с элементами произвольной
Виктор Волынский, фото автора
Горный Алтай для российского туриста сейчас становится своеобразной меккой и мединой в одном флаконе. Телецкое озеро, Чулышман, Кату-Ярык, Ак-Тру - если твоему собеседнику эти названия ни о чем не говорят, то, значит, зеленоват пока коллега, у него еще все впереди. Но это на автомобиле, а у нас четыре ATV и ограничены мы только крутизной склонов, габаритами и глубиной бродов. Поэтому заранее было решено, сначала штурмовать «белые пятна». Правда, если на них посмотреть на разных вариантах карт, то может показаться, что жесткий off-road там только в наших фантазиях, если мы, конечно, не собираемся ехать вдоль дорог. Увы, «все врут календари» да и карты тоже.
Не верьте картам.
Если от поселка Чемал ломануться строго на восток, то через 200 километров упрешься в западный берег Телецкого озера. На этом, собственно, путешествие и закончится, берег крут и абсолютно дик, на него можно попасть только с воды. Но это теоретически, реально пока такой техники еще не существует, даже танк не справится. Мы же себе проложили двухдневный маршрут через истоки рек Каракокша, Уймень и Пыжу, чтобы выйти на Кебезень, там есть паром через Бию. Оттуда уже на Артыбаш и дальше по намоленым местам. Да, есть еще одно ограничение - топливо, сиречь бензин, который квадрики очень даже любят. И чем сложнее путь, тем любовь только усиливается. Об этом надо помнить всегда, пропустить точку «невозвращения» это как спилить сук, на котором сидишь. В первый день наша «точка» с учетом взятого с собою запаса, находилась примерно в 150 километрах от старта и мы ее достигли!
В Кебезень!
30 километров грейдера вдоль реки Куба переходящего в проселок, который незаметно растворился между сопок. Дальше только тропы неизвестно откуда выходящие и куда идущие. Но наш нелегкий путь мог закончится так и не начавшись. Только мы остановились что-то поправить из пристегнутого к грузовым платформам, как из-за поворота буквально вылетел "Запорожец" с точным прицелом подрихтовать все нашу колонну. Как он тормозил! Такого замысловатого следа я давно не видел. Тормоз у него работал только на одном левом переднем колесе, причем в положении "полная блокировка" без промежуточных значений. Я уже подумал, что у раритета закусило газ, но оказалось все проще - хозяин так ездит всегда, а остановился глянуть на квадрики. Сам тип техники, конечно, ему уже знаком и в Чемале можно взять на прокат "китайца", даже Polaris, но дорого. А вот такие в их места еще не забиралась. Действительно, есть на что посмотреть: два Honda TRX 680 Rincon и два Yamaha: Grizzly 700 LE и Wolverine 450. Мы привезли их на Алтай из Москвы. Сейчас такой заброс не является неразрешимой задачей, хотя назвать его дешевым я бы не рискнул. Раз уж представил "железо", надо сказать пару слов о водителях: на "хондах" московские квадроциклисты Павел и Владимир, на "ямахах" два Виктора - сотрудники компании "Турсмото", организатора всевозможных путешествий по Алтаю.
Поднимаясь к водоразделу первый раз засадили в болотце Wolverine. Он хоть и полноприводный , но маленький клиренс все портит. Чуть провалился - сразу ложится на брюхо, дальше только "галстук". Ни "понижаек", ни блокировок дифференциалов у него нет. Да и грузовые возможности ограничены - на заднюю площадку вписалась только бензопила в кофре. Коли так исторически сложилось, что этот "зверь" попал в компанию к серьезным "проходимцам" - определили его в разведчики. Если и застрянет, вытащить не проблема, зато бензина он расходует меньше всех.
Вдоль Ложи добрались до впадения в Уймень, форсировали его и дальше вдоль безымянного притока стали подниматься к водоразделу с Пыжей. Вот где-то в районе горы Турга мы и потерялись. Тропа уводила нас все время вправо, а нам надо было забирать левее, чтобы попасть на Еле - приток Пыжы. Ориентироваться можно только по речным долинам, но понять, что за ручей протекает в этом ущелье, просто невозможно.
На всю жизнь запомнится осыпь градусов под 40 из двухметровых скользких валунов, которую пришлось пройти и вверх, и вниз. Посмотрев на шикарный закат на вершине белка (GPS показал 2000 метров над уровнем моря), поняли, что до промежуточного лагеря с палатками и заправкой нам не добраться никак. Возвращение стало неизбежным и нелегким. Из-за наших шатаний по водоразделу старая тропа была потеряна и главной задачей стало выдерживание общего правильного направления. Самое неприятное в горах движение в сумерках. Фары еще не помогают, но уже ни пса не видно. Я открыл на шлеме визор, чтобы он не поглощал очень нужные мне фотоны и тут же поплатился. Какой-то мух стукнул меня в веко, глаз инстинктивно моргнул и контактная линза сложилась. Так и пришлось ехать с одним глазом. По рекам Енгожок и Чемал вернулись в точку старта. Сотрудники гостиницы «Усадьба «Ника», которую мы покинули утром, с истинно сибирским гостеприимством в 12 часов ночи приютили, накормили, напоили уставших путников.
Снова в Кебезень!
На следующий день нам необходимо прибыть в Артыбаш - заказаны места в гостинице и паром через озеро. Второй раз пытаться найти выход к Пыже с той же стороны представлялось слишком авантюрным, поэтому было решено проехать по асфальту через Горно-Алтайск до поселка Чоя и дальше через Красносельск снова попытаться пробиться на Кебезень. Запас возимого с собой бензина увеличили на 30 литров с учетом вчерашнего фиаско.
Форсировали Каракокшу, бесчисленное количество каких-то притоков и вышли на Уймень. Да, от вчерашнего брода через эту реку нас разделяют каких-то 30-40 километров, а ширина и скорость потока здесь уже на грани проходимости! Переправляемся на правый берег, теперь нам надо найти выход на водораздел. И нас снова преследуют сложности ориентирования, спросить направление не у кого, привязаться к карте не получается. Тупо двигаться по лесовозным колеям местами глубиной по ось заднего колеса «Беларуси» просто бесперспективно.
Мы честно дернулись по одной и вышли на тупиковую делянку. Прошли вниз по Уйменю километров пять еще два раза форсировав его из-за практически вертикального прижима, а прохода к Пыже так и не нашли. Опять пришлось возвращаться по своим следам. Попытались пройти вверх, но результат тот же. На правом берегу густые леса без проходов. Уже в ночи приехали в Артыбаш, дневной пробег составил 370 километров - вот и все достижения.
Ради чего?
Пересечение Телецкого озера на катере заслуживает отдельного повествования.
В зависимости от погоды этот фантастический восьмидесятикилометровый путь может стать и увлекательной прогулкой, и жесткой проверкой на прочность. Бывало всякое: и ливни, и град, и ветер такой, что только держись… В этот раз нам с погодой исключительно повезло. В прошлом году прогуливаясь по песчаной косе мыса Кырсай, я представлял, как было бы здорово рвануть по ней на квадрике. Казалось бы, да чего там такого: песок как песок с торчащим из него высушенным плавником. Не возьмусь объяснять, туда просто надо приехать и все почувствовать самому и понять «ради чего». Павел с Владимиром не отказали себе в возможности весело погонять по воде, но песочек оказался коварным и Паша свой квадрик засадил, буквально немного взяв в глубину. Дорога по долине Чулышмана описана многими, красота ущелья никого не может оставить равнодушным. Нам же неожиданным бонусом стала возможность спуститься на берег Башкауса и покататься по его дну - в сентябре очень низкая вода, если не идут дожди.
К леднику!
Для ATV Кату-Ярык не представляет никакой сложности. Вид с перевала на долину Чулышмана, это то, что золотыми буквами выбито в моих воспоминаниях.
На квадриках можно подъехать к началу конной тропы, которой пользовались каких-то двадцать пять лет назад, и посмотреть на долину вниз по течению. В обязательную программу входит посещение Пазырыкских курганов. Место уникальное. В Улагане необходимо зайти в одноименный музей, чтобы понять какая интересная культура сложилась на Алтае в 5 веке нашей эры. Если проехать левее курганов километра два, перевалить горку, то откроется потрясающий вид на долину реки Улаган - священные для алтайцев места.
Дорога к подножию Ак-Тру приятна во всех отношениях, особенно по Курайской степи - встал на подножках «а-ля эндуро на грейдере» и жмешь на гашетку, пока здравый смысл позволяет. Сам подъем к базе Томского университета просто создан специально для квадроциклов.
Если на автомобиле типа "шишиги" приходится все время бороться за геометрическую проходимость, чтобы не зацепить брюхом очередной торчащий из тропы валун или не засесть в грязевой ловушке, то на квадрике просто едешь. Широкий брод через Актуру рядом с разрушенным мостом для ATV просто как ванна, чтобы смыть курайскую пыль...
Можно было бы подъехать к самому леднику, но мы решили, что это нарушит «равновесие силы» и прогулялись до него пешком. Сентябрь в горах играет яркими красками. Глубокая голубизна неба контрастирует с желтизной лиственниц, а зелень елей с красными листьями стланика. И только текущая с ледника вода все время одним цветом, который она подарит "серебристому Чую"... На том обязательная программа практически закончилась, остался последний элемент произвольной.
Ороктой
Перед перевалом ночевали в палатках. Погода нам подкинула заморозки и утром наконец-то появилась возможность сравнить, что лучше: автомат на "хондах" или вариатор на "ямахах" - до этого момента большой разницы я не видел. Всего-то надо было подняться по небольшому склону. "Ямахи" подвоха не почувствовали, а "хонды" поначалу в горку ползти не захотели, пока не прогрелось масло в коробках. Вроде пустячок, но, как говориться, хозяйкам на заметку. Ороктой - есть такой поселок, так же называется перевал. Причем, как мне кажется, проходим для автомобиля он только в одну сторону. Если на спуске как-то объезжать промоины получается, то бороться с ними на подъеме крайне сложно. Для квадриков эта дорога не поставила неразрешимых задач, не то, что двумя месяцами раньше, когда мы проходили ее на мотоциклах под проливным дождем! Один раз отвлекшийся Павел «зевнул» промоину на пол-квадра и завалил технику на бок, но без последствий, поставили квадрик на четыре точки и поехали дальше.
Возвращаемся в Чемал по красивому мосту через Катунь. Осенью в ней вода приобретает тот оттенок, за который Катунь назвали "бирюзовой", не остановиться просто невозможно! А какие интересные в этом месте у реки берега...
Туристу на заметку
Путешествовать на ATV по бездорожью, на мой взгляд, лучше, чем на мотоциклах или автомобилях. В тоже время есть специфические моменты, которые надо учитывать. Расход топлива сильно меняется от выбранного режима работы трансмиссии, поэтому контроль остатков должен быть постоянным. Дополнительные 15-20 килограммов для квадрика не критичны, не ленитесь возить с собой запас. Прохождение глубоких бродов из-за присущего квадроциклам желания всплывать становится опасным на реках с быстрым течением, возможны неконтролируемые сносы с траектории с самыми тяжелыми последствиями. Перед прохождением брода надо включать пониженную передачу с блокировкой дифференциалов и в момент отрыва от дна давать газу, чтобы за счет вращения колес грести к берегу. Кажущаяся простота управления ATV может сыграть злую шутку на склонах, перевернуть технику очень просто. Не ленитесь перемещением тела компенсировать момент опрокидывания. Ну и аккуратно газуйте на крутых подъемах и тормозите на спусках.