Академический инбридинг в высшем образовании

Apr 05, 2012 09:59


Академический инбридинг представляет собой наем университетом преподавателей, получивших образование в этом же университете

До недавнего времени у нас было принято этим чуть ли не гордится, под предлогом создания так называемых научных школ. Однако эффективность подобных научных школ вызывает сомнения, т.к. отсутствие «свежей крови» однозначно ухудшает как качество учебного процесса, так и науки. Это касается не только науки, но и, например,  любой целенаправленной селекции.



Инбридинг - порождение системы, в которой отсутствует какая-либо оправданная ротация заведующих кафедрами, деканов, ректоров и т.д. Стремление к безопасности вузовской бюрократии порождает стремление к лояльности подчиненных и в условиях отсутствия четких механизмов оценки добавленной стоимости ведет к инбридингу как наиболее безопасной форме сохранения статус-кво.  Эту мысль подтверждают и данные о среднем возрасте преподавателей. Сегодня в вузах преимущественно работают «старые» и «малые» - первые как говорится уже , а вторые еще. Акцент на молодежь и стариков еще один показатель на ориентацию на безопасность администрации. Широкое распространение провинциальных диссертационных советов также  порождает практику инбридинга.

Лица, принимающие решение о приеме на работу в вуз (чаще всего это заведующие кафедрой), сталкиваются с дилеммой «эффективность-лояльность». Они понимают, что «свежая кровь» нужна, но не готовы платить за это снижением своей собственной стабильности. Привлечение профессионала со стороны может снизить репутацию лично заведующего кафедрой (профессионал может демонстрировать недостаточность компетенции заведующего кафедрой), но в перспективе увеличивает репутацию кафедры. Однако, если репутация кафедры не связана со научным или псевдонаучным статусом заведующего кафедрой, то заинтересованность в инбридинге, т.е. акценте на «собственные силы», прямая
Почему инбридинг является «институциональной ловушкой»? Преследуя лояльность, теряется эффективность.  Лев Любимов отмечает: «Отсутствие профессиональной (образовательно-компетентностной) основы для обеспечения самодостаточности, устойчивости своего положения заставляет любого непрофессионала искать компенсацию этого дефицита. И он находит ее в интригах, сговорах, соучастии в коалициях таких же, как он, и, конечно, в коррупции. И тогда его деятельность становится контркультурной, разрушительной»

Образ-ование

Previous post Next post
Up