На днях посмотрел очередное пятисерийное творение наших деятелей искусств "Операция Неман" (2023). На этот раз бюджет осваивали с помощью романа Владимира Богомолова "Момент Истины". Книжка отличная, смогла обрасти легендами и мифами не меньше, чем люди про которых она написана. С экранизациями такой литературной основы явно не задалось: первая не вышла, вторая вышла в безвременье со скандалами, оказалась спорной, но на фоне того, что сотворили нынешние, фильм Пташука выглядит прямо произведением искусства.
Теперешние ловко спрятались за отмазкой: "Мы не делаем экранизацию. Мы снимаем киновариант по мотивам романа, используя только характеры героев Богомолова. Такой боевик с человеческим лицом"© То есть берутся литературные персонажи известной книжки и помещаются в ситуации, которые придумывают отечественные сценаристы. Фанфик такой, ну а что: бегает же по экранам д'Артаньян-уголёк, наши-то что, хуже что ли? Подход спорный, какой смысл выдумывать что-то на ровном месте, когда всё уже придумано, осталось, опираясь на свои способности, с помощью консультантов аккуратно адаптировать книгу к кинематографу и перенести её на экран. Тем не менее, оно имеет право на жизнь при условии, что адаптаторы - люди талантливые, ищущие и знающие. Тут тоже попытались что-то придумать и в принципе сама байка, которую выдавили из себя сценаристы с продюссерами, держит уровень какого-нибудь "Топора" или "По законам военного времени". Только там герои вымышленные, потому самовыражайся с оглядкой на темник, колебайся как положено, краёв нет. Но тут-то в основе всё-таки лежит книжка. Книжка нашумевшая, абсолютно не устаревшая и не утратившая актуальности. Тут всё-таки подход другой должен быть, но отечественным шоураннерам виднее, они же, как им кажется, не глупее Богомолова, и потом надо же как-то харчеваться? Поэтому разницы особой нет: что условная "Доярка из Хацапетовки", что "Момент истины" - любой каприз за наши деньги, всё для нас. И в итоге вся эта пятисерийная поделка по подходам и приёмам напоминает то, что Спилберг с Лукасом сделали с Индианой Джонсом в "Южном парке". Вот мы возьмём и выкинем ключевую сцену книги, когда капитан Алёхин на поляне разоблачает вражеских агентов, возьмём и раскидаем реплики того же Алёхина по другим персонажам. Мищенко с компанией мы чутка очеловечим: одного там раскулачили, у второго папу репрессировали, у третьего папашку красные лошадками разорвали, вроде как их и жалко уже - понятно, чего эти обиженные по тылам глотки советским режут. Аникушина на фиг, зато введём "Матильду" и через него будем на диверсантов выходить, а не как у Богомолова, сделаем ровно наебарот. Добавим лесных братьев, которые чилят на месте для пикника. Ну и всё это приправим дурацкими сценами с идиотским поведением персонажей. То командующий 3 Белорусским начинает капитану Алёхину рассказывать о планах наступления, то Таманцев хамит старшим по званию, то генерал-лейтенант Егоров заявляет Полякову, что если они радиста не найдут то ответят по законам военного времени, "штрафбата для них не будет"©, "лоб зелёнкой намажут в Москве"©. Диалоги тоже в уровень. Группа Мищенко переправляется на лодке на наш берег, там их встречает дозор.
- Кто такие?
- Спокойно, свои. С нами тут язык, нам бы его в штаб по-быстрому определить.
- Мы вам дадим провожатых.
И оно всё плюс-минус такое. С постсоветской актёрской школой уже давно беда, режиссёрской нет, с историями тоже большой напряг, поэтому странно ожидать, что при таких вводных может что-то путёвое получится. Оно и не получается, к сожалению.
Это какой-то позор©.