Одно из лучших приключений этого лета было на взгляд со стороны очень простым. Но не хочется его забыть.
В последнее время меня часто утягивает в хождение по историческому следу. Это, конечно, типичное гилти плэжа. Как пересматривание любимого сериала, игра в шарики, чесание укуса - очень приятно, чем больше делаешь, тем больше хочется, какой-то особой глубины в действии самом по себе нет. Но сладко.
В начале месяца я приехала на Онегу, где мои младшие сняли домик у озера. Два дня в месте, где у меня телефон не брал вообще никак ничего - уже само по себе сильное впечатление, давно я так не. План был незамысловатый - съездить в Кижи, пособирать грибы по окрестностям, порыбачить, провести время с племянницей, начесать пузо местному псу, почитать книжку.
Деревенька называлась Часовенская, но часовни в ней не было. Точнее - через дорогу от нашего дома было место, где она когда-то была, остатки каменной ограды и даже остатки купола. Еще вроде бы рассказывали о каком-то старом кладбище где-то рядом.
В один из дней хозяева уехали в город, и мы решили, что это самое правильное время, чтобы исследовать, что же там осталось от часовни. Брат с невесткой вытащили о, я надела защитную куртку с длинным рукавом.
Купол и остатки креста стоят рядом с каменной оградой прямо у дороги. Ржавые, тревожные. Мы их рассмотрели внимательнее чуть позже, пытаясь понять, какого времени они могут быть. Оказалось, что внутри они деревянные, а металлический лист обернут вокруг них и обжат. Довольно тонкий.
Брат ходил с металлоискателем вокруг. Сестра лениво залезала на камни, пока племянница рядом ныла, что все это не очень интересно и зорким глазом высматривала опасный борщевик. Я перелезла через каменную стену и углубилась в подлесок. Там не было ничего, вообще ничего. Только камни, деревья, кое-где - обгоревшие деревья. Я продралась через половину этого пространства и нашла прогал в ограде. Упилась первым открытием. Тут явно когда-то был вход - прямо напротив нашего дома. От него через подлесок вела едва заметная тропка - не тропка, просто кто-то продирался - и утыкалась в камни ограды с другой стороны. В этом месте на ограду кто-то поставил иконку. Под поваленным стволом валялся покореженный металлический ящик. По обе стороны на огромных стволах деревьев были подпалины.
Больше там не было ничего. Ни на мой взгляд, ни на взгляд металлоискателя.
Потом мы очень долго бродили по окружающему лесу и перелескам в поисках старого кладбища. Ничего не нашлось. Как потом выяснилось, мы неправильно поняли хозяина, искать нужно было ближе к другой деревне. Зато под конец блужданий я уговорила сестру раздать мне хоть немножко интернета (у нее вдруг нашлось 4G в странном месте, которое мы едва не приняли за кладбище - казалось, что кусок леса обнесен естественной каменной стеной. Я залезла в викимапию.
Оказывается, часовня сгорела совсем недавно, в 12 году. “Место, на котором стояла часовня Святой Варвары. Годы жизни- 1750 - 6:30 утра 25,11,2012. ” Еще там было написано, что формы часовни повторяют формы часовни Георгия Победоносца в соседней деревне, Кефтеницы.
То есть, можно посмотреть и узнать, какой она была! Нужно всего лишь добраться до соседней деревни. Не так далеко, если по прямой - километра два. Вот только на машине нужно ехать в объезд по довольно паршивым дорогам, не меньше часа в один конец.
Или - по воде, губе до мыса и там еще немножко. У дома стояла лодка, брат с невесткой уже морально приготовились арендовать ее для вечернего лова.
Я не гребла лет 15 точно. В детстве на лодке под присмотром папы в парке отдыха, потом разочек на байдарке по спокойной речке. Но - вот она лодка. Вон там, всего в паре километров, деревня. Невероятно спокойная вода. Безлюдные берега на много километров вокруг. Загадка часовни.
И сестра, с которой всегда все проще (расскажу как-нибудь в другой раз, как мы ходили завершать ее гештальт в темный тоннель посреди Хельсинок).
Было очень весело и красиво. Я гребла строго по зигзагу, Машка наслаждалась солнечными ванными и хорошей связью в центре озера. Ветер благоволил мне, и мы почти не думали про памятники погибшим в Онеге, раскиданным по берегам озера. Когда минут через сорок мы доплыли до соседней деревни, мы увидели другую лодку - дед и его маленькая внучка рыбачили, не отходя далеко от дома. Они разрешили нам припарковаться у их мостков, и все время, что я судорожно маневрировала сквозь камыши, девчонка подробнейше рассказывала нам про все перипетии их рыбачьего быта.
Часовня там, действительно, была. Восторг!
Я не религиозна, но это мне понравилось в тех местах больше всего. На огромных, довольно безлюдных просторах Заонежья то тут, то там стоят деревянные часовенки. Конечно, рядом есть и Кижи, но Кижи - сейчас - это все-таки музей. А эти часовенки - живые. Они чистые, ухоженные. Там нет мощных иконостасов, но они увешаны и уставлены иконками. Рядом на стеллажах лежат свечи. Посередине - кадка с землей для свечек (как и все бочки в Кижах, с обручами не железными, а из лозы). Дверь прикрыта, щеколда накинута на штырь, заходи, путник.
Ниже - фотографии другой часовни, которую мы встретили в предыдущий день. Часовня Косьмы и Дамиана в деревне Узкие.