Мой 2017. Часть первая

Jan 13, 2018 07:33


Это мой традиционный отчет про прошлый год. Вот уже несколько лет я пишу такие отчеты, чтобы хоть немного пригвоздить время. Для себя больше, чем для кого-либо, но буду рада, если вам будет занимательно прочесть это или посмотреть картинки.

Мой 2017 был хорошим, но удивительно противоречивым. В нем было очень много легкости в сердце, хотя значительную его часть я изнемогала от тяжести на плечах. Я очень много работала, но впервые за многие годы дошла до грани безденежья. С деньгами становилось все хуже и хуже, но я путешествовала едва ли не больше, чем когда-либо. И я многое начала с чистого листа - хотя прямо сейчас кажется, что еще не все моторы завелись.

Самое главное пунктиром:
Полгода мастерения Деуса (всего - полтора). Ян. Весь год работаю из дома. Нюха растет, бабушка стареет, у меня лучшая на свете семья. Очень много поездок за границу (и Азовское море). Иностранные друзья, русские друзья, сомастера. Попрощались с Касперским. Эксперименты с чистым листом. Игра с Арсением для Гаража. Театр Живого Действия. Дмитрий Иванович и свои маленькие игры.




Конец прошлого года. Начало этого.

Самое главное приключение, ноша, достижение, испытание (и много что еще) этого года - наша игра

Deus Ex Machina.
Я вложила в нее столько себя, сколько, кажется, не вкладывала ни во что и никогда. Идей, упорства, сил, организационных усилий и творческих усилий. Никогда в жизни я не была с таким накалом включена в какой-то процесс так долго. С одной стороны это очень длинная и очень личная история (огонь и ответственность, ошибки и ярость, братья по оружию и распавшиеся дружбы). С другой - огромное произведение, клубок историй и тем, затронувший сотни людей (важное, красивое, катарсическое, несложившееся, прошедшее вскользь, цепляющее).
Я до сих пор не могу выразить отношение к получившемуся одним предложением.
Попытка собрать воедино и хоть как-то разложить по полочкам хотя бы то, из чего я это все делала, вылилась в длинный текст: https://kliaksa-k.livejournal.com/594995.html



Тот-кого-нельзя-называть.

Что еще сказать про Деус?
Впервые после игры мне не хотелось закрыться и закрыть тему. Мне было интересно слушать, о чем говорят после, и до сих пор хочется продолжать делать игры на многие темы, которые недоиграли на этой игре.
Мы столкнулись на параде со стихией, которая доставалась не многим мастерам. Жуткий шторм и ливень, который испортил парад, разрушил половину строяка, залил огромное количество техники и отложил игру на полсуток. Я никогда не забуду этот момент - тьма египетская, потоки воды грохочут с неба, смывая все, на что я и десятки моих друзей положили честные полтора года жизни, а я стою перед экраном. Экран держат несколько крепких парней, на нем лицо Нуси, сквозь грохот ливня едва слышен голос, сотни игроков спрятались где-то под деревьями, там, откуда ничего не видно и не слышно. А я стою там, перед экраном, вода течет по телу подо всей одеждой, я сжимаю в руке листки с какими-то важными сюжетными записями, сжимаю челюсти и думаю: “Хрен там, я не сдвинусь отсюда, это мое!”



Разбор бумаг после Деуса. Половина исписаны в Германии, безумная схема технологий сознания и листы, которые превращались в кашицу на параде.

Ближе к концу игры на мастерятнике Наташа Малченко говорит мне о том, как она рада, что посмотрела на нас изнутри, и как видно, какие мы дружественные и бережные друг к другу. Я все знаю про все, но чувствую, что она ухватила суть, и понимаю, что удалось кое-что очень важное.



Мастерка Деуса.

Я сумела быть в тонусе почти целые полтора года, но сломалась на игре. Большую часть игры мне было очень плохо, и я была очень плоха. Мне очень стыдно. Простите меня.
Люди. Мои люди. Здесь мне, с одной стороны, хотелось бы описать конкретные ситуации и упомянуть конкретных людей, а с другой - невыносимо думать о том, что в этом формате не осилю написать про всех и кто-то себя не увидит.



Сразу после игры с Крайком в зеркальной комнате мертвятника от восхитительной Наташи Гергель.

Пост сразу после Деуса: https://vk.com/id2278092?w=wall2278092_656%2Fall
Фотографии моего лета и правда о том, как за кадром каждой из них я мастерила Деус: https://vk.com/id2278092?w=wall2278092_674%2Fall

И отдельно упомяну проект “иностранцы на Деусе”. Еще во времена “1905”, наблюдая за ситуацией с призыванием иностранцев на игру, я сформулировала для себя теорию: иностранцев можно органично вписать в игру, если это реально надо тем, кто собственно делает суть и сюжет игры, а не каким-то отдельным “мастерам по иностранцам”. Так вышло, что на этот раз это было реально нужно мне, и я вписалась.
Конечно, выполнять слишком много ролей одновременно не идет на пользу ни одной из этих ролей. И все-таки, вышло. Если бы мы начали нашу пропаганду чуть раньше, возможно, удалось бы заинтересовать еще больше, но, считаю, 7 приехавших и 6 игравших человек из Западной Европы на наших российских просторах - очень неплохой результат. Тем более, что всем (кроме уехавшей по так и не выясненным причинам еще до начала игры девушки) в разной степени понравилось (от “неплохо, хорошо съездил” до “лучшая игра за все эти годы”). И заодно необходимость выгуливать пару оставшихся после игры в Москве иностранцев славно спасла меня от постигровой хандры. Хороший метод!




Патрик пробует байкал. Тим пробует саяны. Кажется, Патрику повезло больше.



Осматриваем Москву с нового ракурса.

Ладно, про Деус можно говорить бесконечно. Перейдем к остальному.

Вот, например, иностранные друзья. Не будет преувеличением сказать, что в этом году у меня появились (или утвердились) по-настоящему близкие люди за границей.

С Яном мы встретились еще на прошлом Миттельпункте, но я этого вообще не помню. У меня в телефоне осталась одна случайная фотография с ним, у него в голове - смутное воспоминание об одном разговоре. Потом, уже на Кнутпункте мы с Нимом (еще одно прекрасное знакомство этого года!) славно тусили с немцами Дирком (Флоран, спасибо за повод для знакомства и бесконечных шуток), Кристиной и Яном. Потом была спонтанная Италия, а потом - много другого хорошего. Очень много тепла.




(Фотография Даши Вдовенко)

Кристина была нашим талисманом на прошлом Миттельпункте, и дружба с ней прошла красной нитью и через этот год. Музеи Осло, безумная задумка, игра среди дикой красоты итальянских гор, разговоры по душам и Миттельпункт этого года.



Кристина на фоне злодейской дамбы. New Atlantis.

Еще один немецкий друг - Деннис. Бесконечные ночи разговоров весной, “я никогда не” на выпивание по фейсбуку, бесконечно щедрый подарок, жевательный мармелад из икеи, первый иностранец, собравшийся на Деус, поиск круглосуточного магазина в Москве и просто верный друг и гостеприимное окно в другой мир.



Деннис готовится к Деусу




С почты пришло уведомление, что меня ждет посылка из Китая. Получив посылку, я обнаружила, что а) она из Германии, б) металлическая коробка прибыла вот в таком виде, в) она набита уже почесртвевшими, но все равно вкусными печеньями собственного изготовления и шоколадными зайцами и яйцами. Поздравление с пасхой от Денниса.

И бесконечные же ночи разговоров с итальянцем Алессандро. Он был главмастером игры, на которую я с большим удовольствием съездила весной, а потом попросил меня написать отзыв на их игру. Я сомневалась, но в итоге заинтересовалась, пообещала, много обсуждала с ним… И так никогда и не сделала этого. А он, почему-то, вместо того, чтобы возненавидеть меня, стал одним из близких друзей. Когда я собралась на Миттельпункт осенью и отчаянно звала поехать со мной еще хоть кого-нибудь из не-немцев, на мой призыв откликнулись только Маша Кожевникова (привет!) и Алессандро. И вживую разговаривать оказалось все так же здорово. Славно!

Первый взгляд на Тулузу с мотоцикла Тима. Взгляд на Москву с колокольни Ивана Великого с Тимом и Патриком. Охренение от красоты Лугано с Патриком (и милой Дашей Вдовенко). Самая-длинная-ночь Кнутпункта и облегчение от двухчасового скайпа с Линдси. Дирк отплясывает на ночной дискотеке у себя дома, когда никто больше уже не стоит на ногах, - и  его прекрасная семья. Лежать в лесу, глядя на звезды, плечом к плечу с Массимо и слушать, как 60 человек вокруг пытаются лежать тихо. Упоение разговора с Деде. Всегда готовый помочь Мо. Горящие глаза и посаженный на две недели голос от упоительных с разговоров с немцами, Майклом, Алессандро… да, я пошла на второй круг. В общем, и многие, многие другие…



С итальянцем Деде и милейшей француженкой, которая не очень хорошо говорила по-английски, но самоотверженно играла.



Лучезарная Линдси из Нью-Йорка.



Дирк в классической позе - шлет сердечки Федосееву.

Здесь же снова хочется перечислить и русских друзей, которые были так важны в этом году, но я опять боюсь кого-нибудь забыть. Просто - будьте со мной. Давайте и дальше вместе мастерить, задумывать дикие проекты, смотреть кино, любить Доктора, гулять, готовить, ходить в музеи, путешествовать, плакать, шутить, вот это все.


Работа и сделанное

Самое главное изменение этого года - мы расстались с Касперским. Вообще-то меня уволили (по сокращению), но это все кажется таким правильным, что я даже не огорчена. Хотя, конечно, непривычно жить без регулярной зарплаты, классного ДМС и вообще хорошей стабильной компании за плечом. Я за многое благодарна компании, продолжаю любить коллег и лелеять в сердце память о многих прекрасных безумствах, и с чистой совестью могу рекомендовать корпорацию как работодателя.



Я буду скучать по этому месту.

После такого значимого шага образ чистого листа ударил мне в голову, и я провела осень в беспорядочных связях с самыми разными подработками. Некоторые из них были крутыми (писать интересные тексты для детей или, например, огромный текст для ведущего презентации внедорожников Тойоты), другие каким-то диким безумием (4 бакса я заработала, написав три текста по-английски какому-то нигерийцу ;) и это еще из приятной дичи, и была и похуже). Работодатель-мечта, к которому я была бы рада пасть в объятия серьезных отношений, все это время манил меня якобы близкой перспективой (“да-да, дорогая, вот только с текущим партнером разберусь”), но так и не позвал оформить отношения. И в целом время я провела весело, но, как водится к концу таких беспорядочных периодов, вымоталась и немножко потеряла самоуважения. В ситкомах обычно это означает, что герой, наконец, готов отказаться от всякой чуши в пользу Настоящего. Посмотрим, как выйдет в жизни.



Наверное, самая моя любимая фотография меня этого года. Спасибо милой Даше В. и расслабленному счастью города Лугано!

Самая стабильная связь у меня к концу года образовалась с Театром Живого Действия.
Это неоднозначная для меня история, если уж мы говорим о ней в разделе “работа”. Пункт раз: это прямое развитие того, что я сама когда-то и придумала и что очень хочу, чтобы разрослось и окрепло. Воодушевляющий разговор с Арсением в Нью-Йорке уже почти четыре года назад вылился в Комнату 18, Комната 18 уступила место Театру Живого Действия. Ставить игры для неролевой аудитории, институализируя этот жанр. Это бесконечно дорогая моему сердцу идея, ради претворения которой в жизнь я готова на многое. Многое и делаю. Пункт два: но лично я сейчас в этом проекте занимаюсь почти исключительно продвижением, а не творчеством. Я знаю, зачем и почему я это делаю, но все равно тяжеловато. Особенно, пункт три, учитывая, что оно занимает очень много времени и прочего рабочего ресурса, а денег лично мне приносит совсем не много (и никто, кроме меня, не в силах это изменить, но в силах ли я?).
Такой вот неоднозначный клубок. Ну, мы еще поборемся, чо :)

Тем более что начало нашего сотрудничества было-таки тем самым прекрасным творчеством, о котором мечтается.
Весной Стаська позвала сделать вместе спектакль-экскурсию для библионочи в РГБ (бывшая Ленинка). И мы написали “Вы не видели Дмитрия Ивановича?” Это были очень крутые три дня придумывания вместе (спасибо, Стася!) и еще много крутых дней репетиций и, собственно, спектакль. Стася убедила меня побыть актером, хоть я и отбивалась, и я до сих пор не могу простить ей и злой судьбе, что нам с Васей (крутой партнер!) достался только один прогон, а не два.
Мы вели группу зрителей по крутейшим внутренним залам библиотеки от одной сценки к другой через весь 1917 год в поисках нашего куда-то запропавшего друга Дмитрия Ивановича. Мне кажется, у нас действительно получилось сильно. И все актеры, и Стаська очень крутые. И, как всегда, офигенно видеть, как выдуманная из головы история начинает дрожать и теплеть, делает несколько первых не очень осознанных движений, а потом вздыхает полной грудью, открывает глаза и начинает хреначить по полной.

Пост тепла после библионочи: https://vk.com/id2278092?w=wall2278092_565%2Fall , https://vk.com/id2278092?w=wall2278092_591%2Fall.



Великолепный Никита.



Пронзительная Луч.



Столоверчение.



Витя Кряковцев - очень рада, что он пришел из другого куска моей жизни и вписался, как влитой.







Другой важный проект этого года - игра, которую мы сделали совместно с Арсением Жиляевым и кураторами Гаража и провели в Гараже в рамках лаборатории “Полевые исследования”. Мы уже очень много лет пытались что-то вместе сделать с Арсением (с тех пор, как он привел нас в то, что потом стало “Норманском”), но вечно что-то шло не так. И вот! Наконец!
Мы сделали игру на движке “1984” про современное искусство (в любимом Арсением сеттинге будущего с Российской Космической Федерацией). Играли - участники лаборатории, художники и кураторы со всей страны (даже из Владивостока были ребята). И все мы остались ужасно довольны тем, как все прошло. Я очень рада, что получилось, рада новым знакомствам и очень надеюсь, что это выльется в новые общие проекты.




Кроме того, я несколько раз проводила свои маленькие игры. Две написанные еще в прошлом году и одну новую.
В конце прошлого года для Блинкома мы с Наденькой написали игру Homo Ex Machina, условно как продвижение Деуса. На Блинкоме в прошлом году она прошла неплохо, но стало понятно, что нужно сильно переписывать. В итоге мы ее переделали и сначала провели в Москве в АСИ (прошло довольно чудовищно), потом ее провела Варя на Волке (и это было хорошо), а потом я решительно отвезла ее же на Кнутпункт, и прошло охрененно! Конечно, большое спасибо Ниму, который помог мне провести. Игроки начали рыдать с первого же такта и вообще :)



Homo Ex Machina. Ним помогает проводить. За окном - заснеженная Норвегия.



Homo Ex Machina. Конфликт поколений.

Потом уже осенью я решила вспомнить “С Днем Рождения, Элис!”, которую тоже написала в конце прошлого года, но была не уверена, хорошо ли прошло в первый раз. Что я могу сказать - во второй и третий точно было отлично.



С Днем Рождения, Элис! Первый прогон 2017.



С Днем Рождения, Элис! Второй прогон 2017.

И в процессе работы с Арсением я набросала еще несколько черновиков, один из которых показался мне достаточно простым и изящным, чтобы не забросить его, а допилить. Пока что я провела “Вечер в музее” только один раз на Миттельпункте. Самое удивительное, что прошло неплохо, хотя на каждом шагу были разнообразные комические препятствия. На следующей неделе буду проводить у нас, посмотрим, как оно на самом деле.

Пожалуй, тут, между работой, проектами и играми напишу про РМЛ. Это был первый год, когда я на него поехала, и понять не могу, почему только теперь. В январе - РМЛ про утопии и антиутопии, было очень насыщенно и интересно. А в декабре - театральный РМЛ. Сказать, что было насыщенно и интересно - ничего не сказать. В процессе поучаствовала в разработке игроперформанса “Где нас нет”, чем горжусь. Надеюсь, допилим и еще где-нибудь проведем.



ЖЖ говорит, что пост такой длины, как у меня вышел отчет, он вынести не в состоянии. Придется разделить на два.
Продолжение здесь.

Я, слова, отчеты, Итоги года, моя семья и другие звери, каскадёры любви

Previous post Next post
Up