k-frumkin пишет в своё
посте:
1. Давайте различать два вида воображения: научную фантастику, основанную на представлениях о будущей науке, и вненаучную фантастику («вымысел вненаучных миров»), которая предполагает мир, где наука невозможна в принципе.
2. Мир, где невозможна наука, смоделировал Девид Юм, который утверждал, что прошлый опыт ничего не говорит о будущем и нельзя отрицать возможность того, что в следующее мгновение любой закон природы перестанет действовать и бильярдный шар не исчезнет от удара кия.
3. Карл Поппер считал, что решил проблему Юма, утверждая, что любая научная теория действительно может быть завтра опровергнута новыми экспериментами. Но Поппер подменяет проблему: теория будет опровергнута не из-за изменения законов природы, а из-за принятия во внимание новых обстоятельств.
4. Кант, возражая Юму, говорил, что в условиях изменчивости законов природы мир погрузится в хаос, где невозможно сознание. Такой мир можно помыслить, но нельзя увидеть.
5. Для литературы это означает, что вненаучные миры не имеют литературной ценности, поскольку делают невозможными связные истории.
6. Однако Кант указывал лишь на один из возможных вариантов вненаучного мира. Кроме мира-хаоса, возможны еще два варианта: а) мир, где возможна наука, но параллельно иногда случаются необъяснимые, беспричинные чудеса; б) мир, где возможна жизнь, но не наука, поскольку любая научная теория действует лишь иногда и не везде.
7. Внутри современной фантастики можно найти произведения, написанные во вненаучных мирах: а) беспричинное событие как исходное допущение («Дарвиния» Уилсона, внезапное исчезновение Европы); б) много следующих друг за другом необъяснимых событий, создающих атмосферу бурлеска «(Автостопом по галактике» Адамса); в) постепенное разрушение мира вненаучными событиями («Убик» Филиппа Дика). Однако в конечном итоге все эти произведения склонны пытаться объяснить свои чудеса с позиций науки, они «заражены» принципами НФ.
8. Пример настоящей вненаучной фантастики - «Опустошение» Рене Баржавеля; внезапное исчезновение электричества ничем не объясняется, порождая ужас и хаос.
9. Вненаучная фантастика может стать полноценным жанром