«ГЛУБИНА: ПРЫГУН» М. ПодлевскийСтатья написана сегодня в 08:42
Размещена:
в рубрике «Рецензии»
в авторской колонке beskarss78
Контрабандой в киберпанк - неудачно
Основная сложность при чтении традиционной "космической оперы" - недоверие. Компьютеры развиваются быстрее космических программ, роботы совершенствуются тоже с опережением. А еще есть возможности все более широкого использования тех законов физики, химии, биологии и всех прочих наук, которые половину столетия назад были куда как консервативнее... Чтобы читатель мог воображать стандартную сцену в рубке звездолета, когда половина экипажа с перекошенными лицами ждет от капитана очередного маленького чуда - нужны предварительные объяснения.
И половина описаний вселенной этой раскормленной повести - пересказ своей версии "Бутлерианского джихада".
Да, была война людей и "жестяных мозгов".
Да, выжгли большую часть галактики, попутно выгнав все нечеловеческие расы.
Да, теперь есть какая-то кривая пародия на феодализм, с герцогствами, подобием цифровой инквизиции и научным кланом.
Да, теперь каждый человек может заходить в сеть почти без напряжения сил, у него с детства вшитый прибор, так что отката в реальное варварство не произошло.
Потому и быт оформлен не в декорациях "Дюны", а в ретрофутуристичном подобии американского ХХ-го века. Небоскребы и космопорты, в которых самым сакральным помещением остается бар. Независимые женщины, тайные агенты и стрельба из бластеров-почти-револьверов. Какое-то количество психозов и экзотических трансформаций человеческого тела. Это декорации для триллера.
Сюжет так же вполне традиционен: несколько команд, собранных с бору по сосенке, напичканных тайными агентами и людьми, которые совсем не те, за кого себя выдают, а так же рой относительно разумных роботов - летят к точке "Х", чтобы добыть там экстраординарно ценную вещь, которая может представлять опасность для всей галактики. А может и не представлять. После чего начнется краткое - страниц на четыреста - выяснение отношений, припоминание прошлых обид, детских травм, и все это на фоне перестрелки и космического сражения со старыми-добрыми лазерами и "лучами захвата".
Почему так долго?
Автор обожает "дабл-кат". Повествование фактически становится чешуёй: нагнетание, локальная коллизия (пистолет у чужого виска или таранный удар о корабль), но вот ситуация откатывается на четверть часа, а иногда на пять лет назад - и нам показывают все тоже самое глазами соседнего персонажа. Вот локальная коллизия преодолена, проходит еще пять минут, снова кризис и кошмар, автор дергает рубильник, отматывает пленку, и показывает все тоже самое, но глазами третьего персонажа.
Когда персонажи кончаются - всего лишь замыкается круг и начинается повторение с теми же актерами, но в другой последовательности.
Сюжет движется вперед подобно улитке, посаженной на неисправные тормоза. И если вы не фанат подобных триллеров, то темп повествования будет вас космически выбешивать, раздражать и фраппировать - доколе o_O!!! Словом, есть у меня подозрение, что автор гнал листаж, чтобы выйти на крепкую трилогию, которая только и сможет быть настоящим романом - потому как эту повесть легко можно сократить наполовину, сохранив все сюжетные перипетии, атмосферу и описания героев.
Герои, кстати, тут стандартные, как стандартна команда пиратского корабля. То есть заранее вы не угадаете, какой части тела будет у кого недоставать, и на чьем плече суетится зверушка-птичка - однако это все равно, что играть новой колодой карт: картинки непривычные, но "дамы", "валеты" и "короли" всё те же.
Не без проблем и в описаниях: "Если ад и существовал, то это было его преддверие. Сектор 32С кишел астероидами. Каменные и угольные глыбы сталкивались друг с другом, словно гигантские бильярдные шары" Тут каменный уголь был несколько удивлен, ошарашен и раздосадован, но эхо шахтерских слов подсказывало ему совсем другие эпитеты...
Если не присматриваться - то видна легкая игра с фамилиями, мифологическими именами и терминами. Прямолинейного символизма автор избегает, скорее дразнит читателей намеками.
Однако главная проблема текста в другом. Большая часть персонажей или работает с ослабленным подобием ИИ, который они подпольно разгоняют почти до разумного состояния, или знает, что работают другие. Идет подобие гонки вооружений, которая никак не приводит к повторному появлению разумных машин. Хотя в условиях "конкурентной борьбы" ИИ даст совершенно понятные преимущества. И слишком уж много разнородных сил сталкивается в схватке, чтобы над ними мог существовать эффективный контроль. Да, автор описывает и организацию, которая отвечает за борьбу с ИИ, и даже особенности штатного устройства машин, которые периодически срываются в "отупение".
Но.
Если у вас ИИ можно сделать сравнительно просто, если каждый буквально с рождения подключен к Интернету - все ограничения побоку. Планка разрешенных действий будет постоянно изгибаться, и, в итоге, произойдет очередной скачок...
Возможно, автор объяснит все это во второй-третье-четвертой книге - здесь же его интересует атмосфера. Шпионство, клубки интриг, панели управления, спусковые крючки, легкий интим, ускорение в кресле пилота, пламень из дюзы и залпы турбопушек.
.
Итого: попытка прокачать традиционных персонажей космической оперы до киберпанковского состояния. Умеренная по качеству исполнения и неудачная по футурологическим параметрам. Если вы любитель мощных космических поединков и стремительных виражей - книга для вас. Остальным - употреблять с осторожностью.
https://fantlab.ru/work902156