Бескаравайный пишет в своей статье
«Восставшая Луна» Й. МакдональдНаводке в его блоге
"Восставшая Луна" Й. Макдональд.
Статья написана 26 марта 10:36
Размещена:
в рубрике «Рецензии»
в авторской колонке beskarss78
Что захотел увидеть автор в новых поселениях на спутнике Земли? Какую картину захотел нарисовать и представить читателям? Финал трилогии дает ответы.
.
В первую голову - показать, как человек еще может двинуть вперед нашу цивилизацию. Личность, индивидуальность, характер - становятся определяющими качествами для исторического масштаба событий. При том, что у многих индивидуальные ИИ, высчитывающие проценты прибылей и варианты угроз, за человеком остается воление. Упорство. Месть. Ярость. И пока лидеры могут воплощать эти свойства человеческой натуры - они ведут за собой людей. Иногда как организаторы, иногда - как живые примеры;
.
Интригам будущего нужны технологические ограничения. И дело не только в особенностях реголита, уровне радиации или трансформации человеческих костей. Как бы не были энергичны лунники - человеческое разнообразие может смениться лишь машинной биржей, которая приведет к уничтожению всех людей на Луне. Есть человеческие субъекта и есть растущая безличностная техносфера, которую относительно легко прогнозировать, и которая опасна не меньше пожара или наводнения. Приходиться быть инициативнее машин, чтобы управлять ими. И демонстрация этой постоянной угрозы - несомненный успех третьей книги;
.
С одной стороны показано физиологическое - из-за особенностей скелетов - рождение нового народа. С другой - носители новой культуры, которые еще недавно были "варварами" на Земле - очень быстро превращаются в отдельную общность. Вчерашние жители фавел, кое-как обучившиеся работать с оборудованием, и сдавшие десяток экзаменов - волею судьбы становятся миллиардерами и основателями новых кланов. В таком культурном переходе - максимум чувственных переживаний, когда от приевшегося обжорства или надоевшего разврата приходиться переходить к более возвышенным удовольствиям и более серьезным целям. Но от низких удовольствий так непросто отказаться :) Фактически, поселения лунников - это города итальянского Возрождения. Гордись, Фьоренца, долей величавой! / Ты над землей и морем бьешь крылом, / И самый Ад твоей наполнен славой! - новые социальные структуры держаться буквально на нескольких семьях, которые только начали обрастать непробиваемым коконом из приживалок, помощников и придворных. Потому роль личности - просто зашкаливает. Любой недостаток или порок могут стать критической уязвимостью, мультиплицироваться в подражании тысяч других людей. А позитивные качества - основой для созидание новой империи. Как интеллект, так и физиология - архиважны для сюжета вообще и раскрытия персонажей в частности. Обилие эротических описаний, и реконструкция дуэльных поединков - красной нитью проходят сквозь всю трилогию.
.
Но что добавляется в
третьей книге? Идет завершение войны. Нашествие землян было во второй. Личности, которые подобно ниобиевым магнитам собирали вокруг себя узоры из железных опилок - заканчиваются. Или умирают, или меняются, или настолько теряют собственную репутацию, что уже не могут быть живыми кумирами. Те, кто хотел проявить себя в качестве злодея - раскрылись, и должны погибнуть. Кто оказался недостаточно храбр или удачлив - отсеялись. Их не стоит принимать во внимания. В пространстве человеческих отношений формируется новый рельеф, который теперь больше зависит от законов и потребностей общества, чем от капризов и случайных встреч двадцатилетней давности. Чисто личностные конфликты, как завод часовой пружины - постепенно исчерпывают себя, но еще далеко не кончились. Раз за разом автор показывает концовку очередных противостояний - кого-то отравят ядовитыми иглами в грязевой ванне, а кто-то не станет выпускать родственнице кишки на арене. При том, что дружба и любовь - продолжают жить. Не все узлы развязаны и не все линии завершены. При желании легко можно выйти на четвертый и пятый том - но это будет история про совсем другой мир...
.
А будет это мир другим, потому что завершается золотой век полубандитских кланов - идет становление государства. Лунного государства.
Солдаты-бизнесмены, которые с ножом в руках были готовы выходить на судебные поединки, сменяются юристами. То есть вопрос власти отделяется от вопросов управления - и Луной теперь руководит промежуточная фигура адвокатессы.
А с чего начинается становление государства в плане законов? Старик Энгельс не даст соврать - с введения социальных гарантий. Если Солон запретил продавать афинян в рабство - то на Луне становятся бесплатными "четыре базиса". Воздух, вода, углерод и данные - для всех, даром. Это означает снижения уровня напряжения, когда каждый лунник точно знал, что если он не заработает сколько-то денег - задохнётся. И если в обществе есть единый для всех контракт, который никогда не подписывался и никак не скреплялся даже личными обещаниями - и он имеет власть над каждым - то это называется "закон". Анархические договоренности - ты мне я тебе и плевать на все остальное - уходят в прошлое. То есть общество фронтира, которое в чистом виде существовало несколько десятилетий - готово исчезнуть. Легендарная эпоха завершается.
.
Этот диалектический (Карл!) процесс - когда из вражды кланов рождается государство - показан идеально, и трилогия может считаться образцом научно-политической фантастики, иллюстрацией "хитрости исторического разума".
Но читателю придется делать изрядную скидку - автор откровенно подыгрывает лунникам. Это, конечно, не уровень Хайнлайна, когда в "Луне, суровой хозяйке" игра шла в одни ворота, а скорее амальгама из нескольких "бонусов".
В отношении с землянами - полный аналог сериала "Правосудие". Есть некая провинция, временами туда приезжают ребята из центров мира, которые раз за разом пытаются купить всех провинциалов за три копейки, но в силу местной специфики - у них ничего не получается. Местные продолжают враждовать между собой, воровать и охранять, и по отдельности это не самые замечательные люди. Только вот дух глубинки неизменно берет своё.
В отношении с наукой - удача. Есть университеты на темной стороне Луны, которые готовы фактически собирать заново личность человека. Это уже почти воскрешение. Есть воплощенные в фабриках прорывные технологии. И фактическое опережение земных разработок. Земля упорно показывается как территория, утратившая задор и тягу к новизне - будто США XIX-го века, говорят Старому свету XXI-го - "а в тылу путь Европа дальше гниет без нас". Луна может стать фронтиром, где части научных разработок будет комфортнее, чем в тисках земных законов. Но сложность и разнообразие конфликтов на Земле - громадные. Количество кадров - исчисляется миллиардами. Инфраструктура - уже создана. Значит снова и снова земляне будут вытаскивать белого кролика из цилиндра. И не только биологическое оружие, которого так опасаются лунники. Автор слишком уж нарочито проводить аналогию с загнивающей Римской империей...
Наконец, в отношении трансформации человека - Макдональд продолжает линию первой книги на сумму специфических черт, которые формируют новый этнос или даже расу. Технологические фокусы, которые позволяют работать с шизофренией или бороться с параличом - работают на единство лунников. Но нет эпидемии расчеловечивания, описанной во "Всесожжении" Збешховского - когда бы у каждого лунника крыша ехала на свой градус и они бы отчаянно конкурировали, имплантируя себе ярость, талант к интриге или же сообразительность...
.
Итого: рождение нового народа и государства - из чувственной ярости и запутанной интриги.
.
П.С. Название лично я - перевел бы как "Восходящая Луна". Здесь она восставшая не "против тирана", а "из праха", причем тотальной катастрофы не случилось. Идет рождение, восход, подъем.