Ешё Песах в самом разгаре, а народ потянуло на скоромные темы, - от
поста про альбом песен про ЭТО, между прочим, 1964 года выпуска, в сообществе
jew_classical - до
рецензии на староновый мюзикл North Atlantic в сегодняшней Таймс. Мюзикл, в котором барышни носят откровенные декольте и распевают “There’s a place in France, where the women wear no pants ... .”
Подобное внимание к сексуальным мотивам в искусстве, впрочем, характерно для весенней поры и присуще не только популярным, или, как их ещё называют, лёкгим жанрам, но и легко обнаруживается в классическом музыкальном наследии.
Например, у Римского-Корсакова вся опера "Снегурочка", действие в которой происходит, как известно, весной, - сплошной разврат и оргии. Ещё в Прологе Снегурочка страстно заявляет матери Весне: "Хочу, хочу, пустите". Правда, столкнувшись через одно действие с маньяком Мизгирём, она, кажется, немного пожалела о своём порыве. То ли дело Лель, деревенский пастушонка, который говорит на любые темы с цинизмом прожжённого солнцем и ветрами пяти морей матроса. Лель искренне не понимает, к чему странные "приличия" Снегурочки и предпочитает её жеманству общество простых деревенских девок, которые знают, чем привлечь юношу.
В куда более скромном по масштабу произведении Рахманинова - романсе "Весенние воды", соч. 14 №11, композитор обратился к одноименному стиху Тютчева. "Весна нас выслала вперёд", - поётся в кульминации романса. Конечно, весной всё самое лучшее - спереди впереди.
И даже
любовь поэта достигает апогея, согласно Шуману и Гейне, "im wunderschönen Monat Mai" - "в сияньи тёплых майских дней". Цикл "Любовь поэта" Шуман написал в 1840 году. А год спустя основателя Neue Zeitschrift für Musik настигает новое весеннее обострение в форме Первой ("Весенней") симфонии. Как известно, в дальнейшем всё усугублялось, пока не привело к печальному концу в 1856 г.
В инструментальные формы заковал весеннюю тему и Феликс Мендельсон, написав целых две "Весенних песни", ор. 47 №2 и более известную, точнее, ставшую романтическим шлягером, op. 62 №2.
Весеннюю тематику не обошёл в своём творчестве и Шуберт. "Весенняя песнь" (
Frühlingslied, D.398), Весенняя вера (
Frühlingsglaube), "Мечта о весне" (
Frühlingtraum) - вот лишь несколько примеров из обширного творческого наследия композитора.
Весенняя лихорадка, как было сказано в начале, захватила и Северную Америку, но на сей раз речь уже идёт о "серьёзной" музыке. Так, в начале ХХ столетия Чарльз Айвз создаёт свою
"Frühlingslied", песню для голоса с фортепиано.
В общем, весенняя тема бесконечна, как бесконечны весенние обострения у гениальных людей. И это прекрасно, чёрт возьми.