Про Армению, страну моего сердца. Часть 1

Aug 31, 2012 01:17


На самом деле, верить картам - бред. Разумеется, лишь в некотором смысле. Вот, например, где может начинаться страна для путешественника? Я полагала, страна начинается там, где проходит видимая на карте, но не существующая в реальности красная полоса границы. Я полагала, исток страны расплывается кляксой в загранпаспорте на пункте паспортного контроля. Я ошибалась. Вообще-то, страна может начинаться там, где ей угодно. И бывает так, что она вовсе не имеет окончания.
Армения началась для нас со своего филиала, открывшегося прямо на наших глазах в рейсовом автобусе Москва-Ереван. И теперь никогда для нас не закончится.
Это рассказ про Татев. Его хочется назвать сердцем страны, но Армения целиком - одно большое Сердце.





Действующий монастырь Татев расположен на отшибе страны, да ещё и на самом краю ущелья. К тому же, ему 1100 лет. Всё это уже делает его неимоверно прекрасным. Но есть и ещё кое-что… К монастырю через то ущелье протянута самая длинная в Мире канатная дорога. Пуск её состоялся совсем недавно - в 2010 году. Каждое прибытие воздушного трамвая отмечается звуковым сигналом как в Московском метро, когда хотят сделать объявление. И это космическое «тан-дан-дан» очень сюрреалистично сочетается со звоном древнего монастырского колокола, призывающего на службу.



Если перевести «Татев» с армянского, то получится «Дай крылья». Мне кажется очень поэтичной идея назвать монастырь в повелительном наклонении. Есть в этом неудержимая экспрессия, стремительность. И, ну, вектор какой-то, что ли. Однако отсюда следует, что название канатной дороги «Крылья Татева», если переводить его до конца, будет звучать как «Крылья Дай Крылья», что волей-неволей напоминает ситуацию с Автомобильным Волжским Автомобильным Заводом.

Мы взяли билет в обе стороны, но заночевать решили у стен монастыря рядом с работающим краником с водой и зеркалом, висевшим прямо на улице. Один местный житель показал нам тайный ход к ручью, но спуск к нему был настолько крутой, что мой развед-поход чуть было не закончился плачевно. Так что мы попросили разрешения поставить палатку между монастырским огородом и удивительно чистым туалетом. Было слышно, как где-то внизу по дну ущелья бежала вода. Мы заварили чай со свежим чабрецом, растущим в Татеве по всем склонам, и легли спать.











1100-летний монастырь озарялся розоватым утренним солнцем, как и 1100 лет назад. Я чистила зубы с видом на скалы и узкий сельский серпантин, по которому ехал дед на ишаке, неспешно подгоняя стадо баранов. В этот момент по округе разнеслось космическое «тан-дан-дан»: в Татев прибыл первый окрылённый трамвайчик.

Я стремительно летела над ущельем, глядя на бесконечный трос, державший нашу кабину. Трос уходил вдаль, изящно загибаясь вверх, и меня всё мучил вопрос: где именно я могла видеть это раньше, к тому же, не менее тысячи раз?



Ответ нашёл меня сам на последних минутах пребывания в Армении. Мы пили прощальный кофе в ереванском кафе с нашим закадычным другом Артаком, с которым познакомились в автобусе Москва-Ереван. Обязательно расскажу про него подробнее чуть позже. Так вот, в кафе я заговорила с ним про красоту армянских глаз и потрясающий изгиб ресниц. Артак начал демонстрировать, насколько его ресницы густые и сильные, накладывая на них зубочистки. Я схватилась одной рукой за фотоаппарат, а второй - за оставшиеся зубочистки, ведь мои ресницы тоже хоть куда! Возможно, кстати, это одна из ключевых примет, вселяющих во многих людей идею о том, что у меня есть армянские предки.



Артак сразу вошёл во вкус, и вот уже на его ресницах лежит целая сигарета. Тут мне стало понятно, что именно я видела в этой поездке миллион раз, что так мучительно напоминали мне Крылья Татева. Это были бесконечно длинные, изящно загнутые вверх армянские ресницы. В некотором смысле, они, наряду с самой длинной в Мире канатной дорогой, являются бессовестно чарующей национальной гордостью.

Армения

Previous post Next post
Up