Еще совсем недавно я читала мнение среди православных, что, дескать, в украинском конфликте во всем виновата Католическая Церковь и протестанты, а УПЦ МП и УП братья навеки и стоят плечом к плечу против происков КЦ сеять вражду между украинским православным народом. Тогда мне это показалось странным ввиду того, что все, что я слышала от Папы Франциска по поводу Украины - лишь призыву к миру, зато читала немало статей о разногласиях между иерархами и священнослужителями Московской Патриархии и Киевской вплоть до проклятий. Однако, я нисколько не сомневаюсь, что роль ЦЕРКВИ в украинском конфликте , а точнее сказать, Церквей - очевидна. Очевидна по простой причине Пастырского влияния Церкви на души людей вообще. Последний суд у каждого индивидуален. Каждый будет отвечать перед Иисусом сам за себя. Но пастыри - больше.
Оригинал взят у
iov75 в
Патриарх Кирилл проигрывает "битву" за Украину?Человек, близкий к пресс-службе Московского Патриархата, сказал что Патриарх Кирилл не высказывался по украинскому кризису по согласованию с Кремлем, чтобы не оттолкнуть от России значительное количество украинцев - верующих УПЦ Московского патриархата.
Поэтому
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Полноте Русской Православной Церкви - серьезный признак того, что еще одна возможность мирного решения была отвергнута Кремлем.
Что изменилось в Украине? Изменилось отношение к УПЦ Московского Патриархата. Действительно, результат опроса, проведенного Центром Разумкова в апреле 2014 г., во всех регионах Украины, за исключением АР Крым (теоретическая погрешность выборки - 2,3%. ), показал, что Число верующих Киевского патриархата в Украине ВПЕРВЫЕ превысило количество верующих УПЦ Московского Патриархата.
Как и ранее, большинство (70%) граждан относят себя к православию. При этом среди православных считают себя верующими Украинской православной церкви Киевского патриархата 32% (годом ранее - 26%), верующими УПЦ Московского патриархата - 25% (в 2013 году - 28%).
Просто православными считают себя 40%, а 0,9% являются верующими Украинской автокефальной православной церкви, - пишет
Alexandre Bondarev (см.
http://zn.ua/UKRAINE/chislo-veruyuschih-kievskogo-patriarhata-v-ukraine-prevysilo-kolichestvo-moskovskogo-145120_.html)
В этой связи (массовый уход "верующего стада" из УПЦ МП в УПЦ КП), очень интересным представляется ОТВЕТ Филарета (Денисенко) "Патриарха Киевского и всея Руси-Украины", на Обращение Патриарха Кирилла.
Обращение Филарета, Патриарха Киевского и всея Руси-Украины
Призываю говорить правду! Предстоятелю Русской Православной Церкви
Московскому Патриарху КИРИЛЛУ
Ваше Святейшество!
Прочитав Ваше вчерашнее
обращение к Полноте РПЦ по поводу событий в Украине, вынужден публично обратиться к Вам.
По сути, в своем обращении Вы в очередной раз отрицаете бытие украинского народа как самостоятельного народа, имеющего право на реальные государственность, суверенитет и независимость. На словах уважая украинскую государственность, в действительности Вы и далее пропагандируете идею «русского мира», в котором Украина - лишь составная часть, подчиненная Москве.
Независимые государства, Российскую Федерацию и Украину, Вы подменяете термином «историческая Русь», который позволяет оправдывать вмешательство руководства России во внутренние дела Украины.
Точно также два столетия тому назад термином «славянский мир» апологеты Российской империи оправдывали захват и расчленение Польши, кровавое подавление российскими войсками борьбы за восстановление польской государственности.
Думаю, что взяв на себя в недавнем прошлом миссию примирения российского и польского народов, Вы должны понимать, что вряд ли идеи «славянского мира», как использованные в прошлом с враждебной для Польши целью, будут способствовать такому примирению и взаимопониманию. Точно так же идеи «русского мира», взятые сейчас на вооружение Кремлем для оправдания агрессии против Украины, аннексии Крыма, поддержки террористов и вооруженных сепаратистов на Донбассе, - это идеи, враждебные государственности и независимости украинского народа.
Поэтому использование риторики «русского мира» в Вашем вчерашнем обращении явно не способствует ни прекращению военных действий, ни установлению мира, ни преодолению все возрастающей враждебности в отношениях России с Украиной.
Вы снова подменяете, как это уже стало традиционным для иерархов Московского Патриархата, единство народа Божия во Христе - единством структуры Русской Православной Церкви, единством Вашей административной власти над духовенством и паствой, единством русской (а в реальности часто - советской) культурной идентичности. Единство народа Божия объемлет всех истинно верующих в Господа Иисуса Христа, а не только «историческую Русь», в то время как административная власть объединяет лишь Русскую Православную Церковь. Ставить между этими двумя единствами смысловой знак равенства - недостойная манипуляция с Вашей стороны.
Вспомните «Основы социальной концепции РПЦ», где говорится (п. ІІ.1): «Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор. 12. 12). Она - община чад Божиих, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2. 9-10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан - не земной, но «вышний» Иерусалим (Гал. 4. 26)».
Происходящее теперь на Донбассе, на моей родине, Вы определяете, как «междоусобицу». На самом же деле это не междоусобица, а полномасштабная агрессия Российской Федерации против Украины. До тех пор, пока в Украину не пришли российские военные и вооруженные Россией наемники - ни в Крыму, ни на Донбассе не было вооруженного противостояния. Как не было его и на Майдане в Киеве - до тех пор, пока, как сейчас достоверно известно, Президент Вашей страны не склонил Виктора Януковича к силовым действиям против украинского народа через принятие диктаторских «законов», а позже и применение оружия.
Поэтому Ваш долг иерарха Православной Церкви и Предстоятеля Московского Патриархата - говорить правду.
Вы призываете остановить кровопролитие - так обратитесь к своему Президенту, Владимиру Владимировичу Путину, и скажите, что Церковь не одобряет агрессию России против Украины. Когда В. В. Путин даст указание вооруженным силам и спецслужбам Российской Федерации прекратить агрессивные действия против Украины, а пограничной службе - не допускать пересечения границы вооруженными наемниками и диверсантами, тогда в Украине прекратится сеемое из России кровопролитие.
Все что нужно для этого - исполнять законы Российской Федерации, запрещающие незаконный переход границы, незаконный оборот оружия, наемничестиво, а также начать исполнять международные и двусторонние договоренности, которые до сих пор Россией в отношении Украины грубо попираются.
Призвав руководство своего государства прекратить агрессию против Украины, Вы исполните также и то, что предписано любимым Вами документом - «Основами социальной концепции РПЦ».
«Национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия - говорится в п. ІІ. 4. Концепции. - Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания».
К сожалению именно это - агрессивный национализм, ксенофобию, межэтническую вражду - мы видим процветающими в современной России, что и привело к описанным в Концепции последствиям - ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. А концепция «русского мира» - это и есть учение, которое низводит веру до одного из аспектов российского национального самосознания.
Вы не раз пытались убедить всех, что находитесь «над схваткой» и хотите примирения. Но именно в Вашей Концепции сказано: «Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон». Весь мир осуждает агрессию России против Украины - но Вы, в угоду мирской власти или из страха перед ней, молчите и не останавливаете российское руководство, как агрессора.
Владыко!
Все это я пишу не для того, чтобы оскорбить или унизить Вас, но по долгу старшего по рукоположению иерарха, возлагавшего на Вас руку во время епископской хиротонии, по долгу собрата во Христе. Я искренне желаю, чтобы Украина и Россия жили в мире и взаимно полезном сотрудничестве, а Русская и Украинская Православные Церкви пребывали в общении, как равные Поместные Церкви.
Но достигнуть этого можно только тогда, когда Россия перестанет смотреть на Украину как на свою часть и территорию, на украинский народ - как на часть русского народа, на Украинскую Церковь - как на часть Московского Патриархата. Как бы Вам и другим в России ни хотелось, Украина - не Россия, Украинская держава - независимое, суверенное государство, украинский народ - самостоятельная политическая нация.
И Вы и мы говорим о желании мира. Но мир бывает разный, ведь и оккупация приносит прекращение военных действий, однако она не является истинным миром. Поэтому до тех пор, пока российские войска и наемники находятся на украинской земле, пока Россия всячески поддерживает вооруженные действия на украинской территории - истинный, справедливый мир не может быть восстановлен.
Когда прекратится агрессия России против Украины, а с ней - принесенные на нашу землю смерть, кровопролитие, страдания и горе людей, зависит в том числе и от Вас.
Поэтому призываю Вас, перед лицом Божиим и совестью, возвысить голос не многословной и многозначной дипломатии, а правды, и тем способствовать прекращению вражды и кровопролития. Да укрепит Вас Господь к такому подвигу.
С любовью во Христе -
ФИЛАРЕТ,
Патриарх Киевский и всея Руси-Украины
18 июня 2014 г.
***
P/S. Комменты блоггеров:
sgt_log К сожалению Денисенко строит свою церковь на национальном факторе. Типа есть государство Украина, а поэтому должна быть своя автокефалия. Самое забавное, что он цитирует социальную концепцию, которое Кирилл совершенно точно следует, а раскольники нет. Последователи Денисенко ведут себя примерно как наш президент, некоторые иные члены РПЦ МП и соответственно лугандонцы. Они считают церковь национальным образованием, а не наднациональным. Т.е. выражение "русский значит православный" неверно. Национальный фактор хотя и важен, но он вторичен. Его можно использовать для прекращения междоусобицы типа "остановитесь мы же братья-славяне". Но по факту правильнее "остановитесь мы же братья по Христу", а от первого немного отдает язычеством? т.е. народной верой.
В общем теоретически конечно существование РПЦ КП возможно, только зачем? Они говорят, мол МП будет давить ставя своих батюшек. Т.е. тем самым денисенковцы описывают своих прихожан как безвольных и падких на пропаганду. А следовательно МП может сказать - вы просто хотите сами их начать склонять в сторону раскола. Так собственно и происходит что с той, что с другой стороны. Т.е. проблема не в том, что кто-то кому-то чего-то не дает, а в том, что люди устроили торг и базар* в Доме Божием, а паства развесила уши и вместо того, чтобы бичом как Христос выгонять политиканствующих попов с обеих сторон стоят развесив уши.
* - поясняю, что мена языческих денег на сикли была законна, а Христос возмутился именно сутью восточного базара, когда происходит не обмен товара, а именно базар, разговоры о политике, пересказ новостей и прочий Pussy Riot.
homesterЗдесь политика церкви пересекается с политикой России. И в общем РПЦ заинтересована в поглощении Украины Россией.
Не являюсь экспертом в данном вопросе, свои выводы основываю на том, что читал ранее на эту тему.
На сегодняшний день УПЦ МП фактически является автономией в РПЦ. Вопросы назначение решаются без участия Москвы. Финансовые потоки остаются в УПЦ. Т.е. для отделения УПЦ МП от Московского патриархата нужно совсем немного. Именно поэтому все это время Гундяев очень осторожно подходил к конфликту, хотя его всемерная поддержка Путина ни для кого не секрет.
Если вдруг УПЦ МП отделится от московского патриархата, что в свете нынешних событий вполне вероятно, объединение ее с УПЦ КП вопрос времени. После этого РПЦ из самой крупной православной церкви в мире переходит на третье место. После Украины и Румынии. А на носу Вселенский собор.
PP/S. Мэр Херсона Патриарху РПЦ МП Кириллу
"Мы всячески способствуем развитию духовности в Херсоне, но боюсь, что сейчас Патриарх Кирилл никакого отношения к духовности не имеет. Если коротко: господин Кирилл, Вас здесь не ждут. Если пространно: мы знаем, сколько господину Патриарху нужно охраны для обеспечения безопасности, а в Херсоне лишь 350 тысяч населения, и будет трудно половину из них сделать охранниками. Также, к сожалению, у нас в городском исполкоме кончилась лицензия на «Фотошоп» и будет трудно дорисовывать на фото Патриарху Кириллу паству", - отметил Николаенко.
http://www.unian.net/politics/930202-mer-hersona-patriarhu-rpts-kirillu-vas-v-nashem-gorode-ne-jdut.html