Sep 30, 2007 01:37
Цитата:
-Потому что, как мне кажется, чем старше мы становимся, тем больше мы знаем, и тем меньше непознанного в нашей жизни, тем меньше неиспытанного.
-Как раз наоборот. Чем больше мы знаем - тем больше становится непознанного и неиспытанного. Такого, о существовании которого мы раньше даже и не подозревали.
Да вот это-то и есть интересный момент! Непознаного не становится больше, его остаётся ровно столько же, сколько и было - весь мир. Только теперь к нашим знаниям добавляется ещё одно: "Мы знаем только то, что ничего не знаем" (С). И мы, используя наш опыт, заем, что вот это, и это, и вот это тоже - это мы пробовали и знаем (или кто-то пробовал, и нам рассказал, и мы думаем, что знаем). А вот это и то, и то .., и то - оно бывает, и мы можем даже предположить, как оно бывает (потому что мы уже умеем предполагать, опять же, используя наш опыт и знания о мире), но пока мы ещё не знаем, как это, и неплохо бы попробовать. И пробуем. И узнаём, каково оно. Но вот этого непосредственного "Ах!!" уже не получается. Как правило, конечно (я ни в коем случае не претендую на бесспорность ни в одном из своих высказываний). Если и есть радость от этого нового опыта, то это "радость от ума", мы сознательно познаём новое, ставим цели и достигаем их. А получается так потому, мне кажется, что мы к тому времени уже не воспринимаем мир непосредственно, а пропускаем всё через фильтр наших представлений. Можно сказать, ищем соответствия.
Знаете, иногда меня мучает вопрос: может быть, всё это именно так только у меня, а у остальных людей совсем по другому? И всё, что я думаю - это и есть моя система представлений, и я просто подгоняю под свой "правильный ответ"?
И ещё одно.
Чем, как вы думаете, ребёнок отличается от взрослого в контексте познания? У ребёнка ещё не появилось знания о том, что хорошо и что плохо. (Хотя кое-что у него уже есть, конечно. По крайней мере, что касается насущных потребностей). Поэтому ребёнок пробует всё. Даже то, что ему настоятельно советуют не пробовать. Со временем маленький человечек понимает, что совать шпильку в разетку больно, и устраивать истерику папе в магазине - тоже больно. Но это позже. А сначала он пробует. А взрослый что? Например, человек, который боится критики по поводу внешности, не станет танцевать голым на столе в ресторане. Если он, конечно, хоть что-то соображает. Даже если он никогда этого не делал и это для него новый опыт. Почему? Потому что в его опыте уже есть что-то такое, что ему очень не понравилось. И он НЕ ДОПУСКАЕТ предположения, что сейчас ему зазвучат аплодисменты и крики "Браво!". Что я хочу этим сказать? Что, чем больше я знаю, тем более чётко определены мои границы допустимого-недопустимого, возможного-невозможного, желаемого-нежелаемого.
Вот так, пожалуй.