У каждого отдельного человека может быть своя система ценностей, которые выстроены в определенном порядке, определенной иерархии. Иерархия - это порядок, когда наиболее важное располагается наверху, а наименне важное - занимает подчиненное положение (с). Иерархия ценностей - это опредленная матрица, которой человек руководствуется в повседневной жизни для принятия решений. Очевидно, что невозможно достичь всего и сразу, каждодневный конфликт интересов, выбор, неизбежен. Каждое решение имеет свои последствия. Наличие единой стратегии, четкого вектора особенно важно при осуществлении глобальных задач протяженных во времени. Иерархия приоритетов может меняться, но если она меняется слишком часто, то ни одна из глобальных задач так и не будет достигнута, поскольку ресурсы человека априори не безграничны.
Семья - это добровольное объединение совместных усилий двух людей для достижения общих целей. Основная цель создания семьи - рождение и воспитание детей. Таким образом, иерархия ценностей у мужчины и женщины, создающих семью, выглядит одинаково:
1. Семья
2 - .... Все остальное
В силу того, что мужчина не может выносить и родить ребенка, а также учитывая неизбежные карьерные дауншифты в связи с беременностью и родами, распределение обязанностей в семье по принципу гендера является наиболее рациональным и упрощенная схема приоритетов деятельности и соотношение сфер ответственности выглядит так:
Мужчина: Женщина:
1. Работа (100%) 1. Дом (100%)
2- .... Все остальное
Из вышеуказанной схемы видно, что рапределение сфер деятельности по принципу гендера относиться к основной деятельности. То есть, проще говоря, женщина ПРЕИМУЩЕСТВЕННО занимается домом, а мужчина работой. Но поскольку цель создания семьи состоит не в том, чтобы возвести на пъедестал принцип гендера, а в рождении и воспитании детей, то мужчина вполне может заниматься домом, а женщина работой, но исключительно в качестве дополнительного вида дейтельности и не в ущерб основному. Единственный фактор, который при этом стоит учитывать, это то что один партнер в силу обстоятельств не может справиться со своей сферой ответсвенности, а другой имеет физическую возможность ему помочь. Такое случается достаточно частно: временная нетрудоспособность, болезнь, свободный график работающего супруга и т.п.
То же касается опции "все остальное". Чаще всего под этим пунктам значиться "самореализация". Тут есть 2 нюанса: 1) понятие "реализация" не тождественно понятию "работа" (здесь: работа - способ обеспечить материальне нужды семьи),
2) понятие "раелизация" может совпадать с понитием "работа",
3) понятие "реализация" может сопадать с понятием "дом".
В том случае, если понятие "реализация" у мужчины совпадает с понятием "работа", а у женщины - с понятием "дом", то конфликта интересов быть не может. Во всех остальных случаях надо понимать, что решение о создании семьи имеет свои последствия в виде ряда самоограничений. И осуществить потребность в реализации без ущерба для сфер ответственности, которые расположены выше по списку, далеко не всегда в полной мере возможно.
Если же, к примеру, женщина, занимается самореализацией, перекладывая солидарную ответсвенность за воспитание детей и ведение домашнего хозяйства на мужчину при отсутствии объективных факторов (см.выше), то упрощенная схема приоритетов деятельности и соотношение сфер ответственности выглядит так:
Мужчина: Женщина:
1. Работа (100%) 1. Все остальное(100%)
2. Дом (50%) 2. Дом (50%)
3-.... Все остальное 3- .... Все остальное
То есть, логично, что если 3/4 ответственности за достижение целей создания семьи приходиться на мужчину, то и иерархия ценностей выглядит иначе:
Мужчина: Женщина:
1. Семья 1. Все остальное
2. Все остальное 2. Семья
Как говорят французы: "всегда один целует, а другой подставляет щеку". И учитывая то, что мужчины - сильный пол, возможно, соотношение ответсвенности 3 к 1 - оптимальное. Но к чему в таком случае разговоры о "равноправии", о партнерстве, о том "что женщина такой же человек как и мужчина"? И зачем женщины в таких семьях решаються на повторный дауншифт? И чем вообще для семьи чревато несовпадение иерархии ценностей при ограниченности ресурсов?