Фотография эпохи модерна

Jun 19, 2023 17:54


Фотография эпохи модерна
Все мы знаем про модерн, ар-нуво, сецессион, серебряный век в архитектуре, скульптуре, живописи. Имена таких архитекторов как Отто Вагнер, Антонио Гауди, Фёдор Лидваль, Фёдор Шехтель, Фёдор (Фридрих) фон Постельс, художников Поля Гогена, Густава Климта, Михаила Врубеля, скульпторов Огюста Родена, Аристида Майоля широко известны по всему миру.

Но что мы знаем про фотографию эпохи модерна?

На заре своего появления (и до конца XIX века) фотография не рассматривалась как искусство, а существовала скорее как вспомогательное средство. Например, документирование образцов в ботанике или фиксация городского пространства в помощь художникам, чтобы они, срисовывая, могли оттачивать свое мастерство. Или просто считалась забавой для очень немногих состоятельных людей. К искусству тогда относили рукотворные произведения, а не то, что было получено с помощью физико-химических фокусов. Несмотря на то, что многие «светописцы» фотографической зари уже проявляли недюжие способности, мнение критиков оставалось неизменным.
Многие принципы модерна были поняты ещё импрессионистами - порывание с традициями, поиск новых форм, тяга к символизму, декадансу, к живописным формам - рефлексам, игрой со всем неуловимым - бликами, дымкой, размытостью, соотношениями света и тени, пространства и времени. Примечательно, что первая важная выставка импрессионистов проходила в 1874 году в мастерской фотографа Надара.

В 1897 году американский фотограф и меценат Альфред Стиглиц писал:
«Чтобы получить изображение с помощью ручной камеры, нужно тщательно выбрать объект, не обращая внимания на фигуры, и продумать композицию и освещение. После того, как это сделано, понаблюдайте за прохожими и дождитесь момента, когда все придет в равновесие и будет удовлетворять взгляд. Часто это предполагает часы терпеливого ожидания. Моя фотография "Пятая авеню зимой» - результат трех часов, проведенных на пронизывающем снежном ветру в ожидании подходящего момента".

Многие фотографы обладали особым восприятием реальности, проявляя чувствительность к тем моментам, когда привычный мир предстает в необычном свете. Стиглиц добивался достижения в фотографии той внутренней гармонии, которая существует в реальности, но открывается лишь терпеливому и внимательному художнику.

Стиглиц был символистом и следовал эстетике своего времени, указанному новой поэзией и изобразительным искусством, провозглашали родственность различных состояний ума и души и соответствующих им состояний неодушевленной природы. «Фотографический» натурализм не приветствовался в среде фотографов-художников.

В 1898 году в Мюнхене состоялась выставка Сецессиона, на которой, наравне с работами Э.Мунка и Тулуза-Лотрека, были вывешены фотографии группы фотографов. А. Стиглиц, один из вдохновителей этой группы, под влиянием идей этой выставки, назвал свою группу Фото Сецессион (The Photo-Secession). Одновременно в Великобритании существовала группа The Linked Ring.

В 1899 году критик писал:
«В Мюнхене, в центре искусств Германии, «сецессионисты», художники, включая самых продвинутых и одаренных людей нашего времени (как следует из названия, покончившие с узкими правилами обычаев и традиций), признали считать фотографическое изображение, за их заслуги, как самостоятельные произведения искусства, вне зависимости от того, что они были произведены посредством камеры.» Таким образом, фотография получила признание в художественной среде, а фотографы были признаны «официально».

Все они вырабатывали новое течение в европейском и американском фотографическом искусстве конца XIX - начала ХХ вв., подчеркивавшем в фотографии те черты, которые сближали её с живописью и графикой эпохи. Среди методов были мягкий фокус, специальные фильтры и покрытия линз; а также окисление, оттенение или кадрирование. Рама продолжала быть неотъемлемой частью художественного эффекта, так как она создавалась вручную, чтобы соответствовать манипуляциям художника с фотографией. Впоследствии это течение было названо пикториализмом (от английского слова pictorial - живописный).

Сторонники пикториализма утверждали, что фотографии необходимо стремиться превзойти живопись и гравюры того времени. Фотографы верили, что, подобно тому, как картины различаются из-за манипуляций художника с материалами для достижения эффекта, так и фотограф также должен манипулировать с фотографическим изображением.

Движение пикториализма в России шло вслед за европейским, уже к концу XIX в. добилось международного признания (работы Алексея Мазурина, Сергея Лобовикова, Василия Улитина, Мирона Шерлинга, Соломона Юдовина и др.), но с начала 1930-х гг.было подвергнуто идеологическому разгрому, а его наследие на несколько десятилетий было предано забвению.

В конце 1980-х и в начале 1990-х гг. произошло возрождение пикториальной фотографии в России. В первую очередь это связано с творчеством московских фотохудожников Колосова Г. М. и Ерина А. Н. и петербургских - Таболиной Л. С. и Скибицкой Е. В.

art-nouveau, arsnouveau, фотография, artnouveau, ars-nouveau, модерн, искусство, photography

Previous post Next post
Up