ЗМЕИ ПЕТЕРБУРГА
Что мы знаем о змеях? Конечно, это не только одно из самых опасных, но и одно из самых полезных животных. Гипнотизирующий взгляд этого беспозвоночного всегда создавал мистический ореол. В Древней Греции символизировала мудрость, знания и могущество сил природы. В мифологии многих других народов змея (змей) была также символом плодородия, земли, воды, дождя, а также домашнего очага и небесного огня.
Раньше, на территории, где располагается нынешний Петербург, ползучие всех мастей кишели на болотистых равнинах, теперь же их можно встретить разве в серпентариях. Но если присмотреться как следует, змеи окружают нас повсюду, причём буквально. Они смотрят и наблюдают за нами, навечно замерев в каменном или чугунном облике города.
Змеи античности
Впервые серпентологический анимализм в скульптуре Петербурга появился во времена Петра Первого, когда в Летнем саду, на пеньке, рядом с Аполлоном Бельведерским уютно приютилась когда-то мраморная змейка.
Со стороны Невы зрителей встречают самые маленькие змейки Сада - они притаились на нагрудном панцире Минервы. Минерва в Древнем Риме ассоциировалась с греческой Афиной и часто также изображалась с горгонейоном - изображением головы медузы Горгоны, голову которой увивают вместо волос змеи (Италия, начало XVIII в., скульптор Томас Квеллинус - Quellinus).
У входа в сад со стороны набережной Мойки повсюду также всех встречают чудовища - Медузы Горгоны.
Малоизвестны змейки на отрубленной голове Горгоны под ногами древнеримской богини войны, входившей в свиту Марса - Беллоны (скульптор А. Тальяпьетра, Италия, около 1718 г.) Здесь, полная эротизма женщщина, по прихоти скульптора изображена в образе Персея, только что совершившего страшный подвиг.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/201127/201127_600.jpg)
Змея как символ медицины
Известно, что бог-врачеватель Асклепий (в древнеримской мифологии Эскулап) часто изображался с посохом, обвитым змеёй, а его дочь Гигея в виде девушки, кормящей из чаши змею (кстати, именно от ее имени и произошло слово «гигиена»). Спустя время чаша со змеёй стала символизировать медицину и теперь при многих медицинских учреждениях можно встретить такие чаши со змеями.
Перед фасадом Военно-медицинской академии можно увидеть статую Гигеи, кормящую змею (скульптор Д. И. Иенсен).
Во дворе Института экспериментальной медицины (ул. Академика Павлова) у фонтана (скульптор И. Беспалов, 1935) свернулись клубочком змеи.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/404222/404222_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/404269/404269_600.jpg)
В лоджиях Российской национальной библиотеки Публичной располагается статуя «главного врача» европейской медицины архитектор - Гиппократ, в руке которого посох, обвитый змеей (архитектор К. И. Росси).
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/200521/200521_600.jpg)
Змея как символ мудрости
Афина со времён, уходящих в крито-микенскую культуру, ассоциировалась со змеями. Она превратила волосы Медузы Горгоны в змей, а затем и поместила их на свою эгиду. Именно она навеяла на образ женской фигуры со змеёй и зеркалом, олицетворяющей мудрость в нише Петровских ворот Петропавловской крепости (французский скульптор Н. Пино, 1708-1717).
Рядом, на Иоанновском мосту, фонари также украшают жующие змейки - традиционно изображенные здесь на щитах серафимы с библейских времён ассоциировались с огненными змеями.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/612851/612851_600.jpg)
Змей как тёмная сила
Часто змей воплощал зло или враждебные силы - например, змей, которого попирает ангел Александровской колонны, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками. Помимо этого, змей ещё и служит для декорации крепежа. По иронии судьбы, памятник воздвигнут именно французом, архитектором Огюстом Монферраном.
Другой пример использования змея в таком значении и в таком же функциональном смысле - змея под копытами Медного всадника. Здесь пресмыкающееся представляет собой замечательное инженерное решение по обеспечению устойчивости монумента. Кстати, концепцию монумента Екатерина II разрабатывала вместе с Дидро и Вольтером, а саму змею по замыслу Фальконе вылепил скульптор Фёдор Гордеев.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/355994/355994_800.jpg)
В Нижнем парке Петергофа сотворённая из золочёной бронзы молодая женщина, изображающая Неву, над фонтаном сдавливает рукой шею большой змеи (скульптор Ф. Щедрин, 1805).
Змеи на кадуцеях
В руках бога Гермеса, олицетворявшего прибыль и торговлю, как известно, был кадуцей - жезл, обвитый двумя смотрящими друг на друга змейками. В России кадуцей стал эмблемой торговли. Один из самых знаменитых кадуцеев - на Елисеевском магазине на Невском проспекте (архитектор Г. В. Барановский, скульптор А. Г. Адамсон, 1902-1903). Кстати, стоит заметить, что Невский - может быть, самый «змеиный проспект» Петербурга - здесь змеи встречаются очень часто (к счастью, в основном только на фасадах домов).
Лаокоон и его сыновья - античная скульптурная группа, изображающая борьбу прорицателя времён Троянской войны и его сыновей со змеями. Копиями группы можно насладиться в Эрмитаже и в парке Ораниенбаума.
Уроборос (с др.-греч. «хвост» + «пища, еда») - свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Это настолько древний символ, что установить, когда и где впервые он появился, уже невозможно. Часто изображался на кладбищах, например, на надгробии Пуколовых в Александро-Невской Лавре, символизируя вечность.
Египетская кобра
В Древнем Египте кобра - символ высшей божественной и царской мудрости и власти, знания, золота. Торжественные изображения такой кобры можно встретить на фасаде «Египетского дома» на Захарьевской (архитектор М. А. Сонгайло, 1911-1913).
Египетский крылатый солнечный диск
Однажды бог Хор принял облик крылатого солнечного диска и, устроившись в Ладьи Вечности вместе с богинями Нехбет и Уаджит в образе двух кобр, и победил много врагов. В честь этого придумали эмблему (например, Лиговский, 135 или в том же доме на Захарьевской).
Змей-искуситель - одно из популярнейших явлений в искусстве. Согласно Ветхому Завету, как известно, Ева в результате диалога со змеем, олицетворяющим Дьявола, вкусила запретный плод от Древа познания добра и зла и дала есть Адаму. К чему это привело - мы знаем. Например, к великолепной фреске Фёдора Бруни «Адам и Ева в Раю» в Исаакиевском соборе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/356179/356179_800.jpg)
В том же соборе на дверях изображён змей, попранный Михаилом Архангелом.
Медный змий - ещё одно древнейшее явление. После долгих лет странствий иудейский народ, ведомый из Египта Моисеем, стал терять веру и роптать. Конечно, последовало Божье наказание, на людей был наслан «дождь из ядовитых змеев» («змеев огненных»). После этого евреи раскаялись и упросили Моисея спасти их. Тогда он изготовил медного змея, закрепил его на шесте и теперь всякий ужаленный каким-нибудь гадом, взглянув на медного змея, оставался живым. Наиболее известное воплощение этого сюжета - жуткая и гигантская картина «Медный змий» с падающими с неба рептилиями Фёдора Бруни, оконченная в 1841 году (находится в Русском музее).
Менее известен барельеф «Воздвижение Медного змия Моисеем» на фасаде Казанского собора.
Змеи эпохи модерна
В эпоху модерна, когда царствовал «удар бича» и другие криволинейные линии, змея пришлась также ко двору. В собственном доходном доме архитектора А. Ф. Бубыря можно увидеть сразу несколько изображений этого таинственного существа - каменную, сжатую, как пружина под ёлочкой и рисованную, лежащую в цветах, в витраже (архитекторы А. Ф. Бубырь и Н. В. Васильев, 1906-1907).
Настоящее царство змей модно увидеть на ограде особняка В. Э. Бранта (архитектор Р. Ф. Мельцер, 1909-1910).
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/592413/592413_600.jpg)
Дом компании "Зингер" тоже может похвастаться мифическим существом - они держат витиевато исполненные фонари.
Змей как фаллический символ
Во многих культурах змей символизирует оплодотворяющую мужскую силу, присутствие змея связывали с беременностью. Петербург всегда нёс в себе огромный мужской потенциал, и архитекторы и скульпторы часто сознательно и бессознательно использовали этот образ. Например, в одном из фойе Русского музея находится изящная скульптура, воплощающая извечное укрощение женщиной мужского - «Повелительница змей».
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/356375/356375_800.jpg)
Петербургские змеи не поддаются исчислению - они спят, едят и просто украшают многие произведения искусства в музеях, в скульптуре и на фасадах жилых и общественных зданий Петербурга, непрестанно нас удивляя и гипнотизируя.