РЕТРОСПЕКТИВИЗМ КАК ПОИСК СТИЛЯ 1920-Х ГОДОВ. ЛЕНИНГРАДСКИЙ АВАНГАРД
Ретроспективизм в данной статье рассматривается как традиционалистское обращение к архитектурному наследию прошлых эпох, в первую очередь к петербургскому.
После 1910 года модерн постепенно вытеснялся архитектурой, ориентировавшейся на традиционную архитектуру Петербурга.
Особое место в Ленинграде отводилось неоклассицизму. Трудный период послереволюционных годов не помешал успешно развиваться неоклассицизму в совершенно иных условиях до середины 1920-х годов, когда ненадолго уступил место конструктивизму.
У послереволюционного ретроспективизма была сложная судьба - попытки архитекторов возродить петербургские традиции встречали резкую критику сторонников новаторских, «пролетарских» течений и обвинения в повороте вспять, поэтому к 1925 году обращения к историческим стилям вытесняются конструктивизмом.
Кузнечный рынок
Проект архитекторов С. О. Овсянникова (закончил Академию художеств в 1909 г.) и А. С. Пронина разрабатывался в период 1922-1925 гг., строительство завершилось к 1927 г. Первый этаж украшают широкие аркады с колоннами. Центральный вход выделен большой аркой с четырьмя рустованными колоннами. Над главным входом красуется часовая башня с барочными волютами. По бокам выставлены фигуры рабочего и крестьянина скульптора В. Ф. Разумовского.
Пропилеи Смольного
Крупнейшим неоклассицистом пред- и послереволюционных эпох был В. А. Щуко. Он принял новую власть и создавал памятники революционным вождям в Петрограде и Одессе. В 1917 году Щуко реставрировал зал заседаний Таврического дворца, где последовательно размещались Временное правительство России, Всероссийское учредительное собрание и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. В 1923-1924 годах по его проекту были сооружены в духе Кваренги римско-дорические пятиколонные пропилеи Смольного (соавтор В. Г. Гельфрейх, по другим данным, Г. А. Голубев) - это была первая монументальная постройка советского периода в Петрограде.
Волховская ГЭС и Главная подстанция Волховской ГЭС
Архитектор Оскар Мунц родился в семье нидерландского генконсула, закончил Императорскую Академию художеств в 1896 г (вместе с Ф. И. Лидвалем, в одном выпуске мастерской Л. Н. Бенуа), в начале XX в. построил несколько зданий в Петербурге, показав своё знание исторических стилей.
В1923-26-х годах Мунц разрабатывает архитектурный проект Волховской ГЭС и комплекса построек Главной подстанции Волховской ГЭС на Полюстровском проспекте. При создании проектов новых по типу сооружений, Мунц получил относительную свободу - ему не навязывали новаторскую архитектуру. Арочная конструкция станции на Волхове, Главная подстанция и Цех трансформаторного энергоремонтного завода Волховской ГЭС на Полюстровском проспекте напоминают средневековые постройки Италии.
Заставское пожарное депо
Давид Бурышкин (закончил Академию художеств в 1916 г.) - архитектор новой формации, его жизнь и творчество были связаны с Н. Троцким, Л. Тверским. Однако работа с неоклассицистами С. И. Великовским и И. А. Фоминым наложили отпечаток на его творчество в начале пути.
В 1925 - 26 гг. архитектор строит депо, которое отражает его поиск стиля тогдашней эпохи - неоклассический фасад здания (дорический ордер, «кваренгиевский» треугольный фронтон, сандрики, ниши как «под статуи») гротескно сочетаются здесь с видимыми элементами раннего конструктивизма и общим средневековым духом (не сохранилось вытянутое завершение башни - напоминала шатровую дозорную башню).
Жилмассив на улице Ткачей
Поиск стиля Бурышкина не прекращался. Переходная архитектура от неоклассицизма к конструктивизму воплотилась им совместно с Л. Тверским при создании жилого квартала на ул. Ткачей (1926-27гг). Порталы с упрощёнными колоннами, мощные антаблементы здесь также гротескно сочетаются с общим конструктивистским видом зданий.
Жилой квартал Путиловского завода
А. И. Гегелло во время учёбы в Институте гражданских инженеров работал на стройках в качестве помощника архитектора И. А. Фомина. В 1920 году, окончив институт, поступил на архитектурное отделение Академии художеств, которое успешно закончил в 1922 году.
В 1926-27 гг. Гегелло, вместе с А. С. Никольским и Г. А. Симоновым в одной из самых неблагоустроенных окраин города (здесь была самая высокая смертность, ныне улицы Трефолева и Турбинная) воплощают идею «города-сада». В переходном стиле от неоклассицизма к конструктивизму они строят жилой квартал для рабочих Путиловского завода.
Московско-Нарвский райисполком
В 1929 Ф. Ф. Овчинников (Институт Гражданских инженеров, 1923 г.) перестраивает доходный дом И. К. Синягина на Измайловском проспекте в неоклассическом стиле. В итоге здание выглядит слишком тяжеловесным.
Текстильный институт
Лев Руднев в Академии художеств учился живописи и архитектуре у Леонтия Бенуа и Ивана Фомина (закончил в 1915 г.).
В 1915 г. на участке между ул. Большой Морской, наб. Мойки и Кирпичного пер. началось строительство дома для Русского банка. По проекту это должен был быть дом в стиле модерн, но здание не было достроено - кирпичные недостроенные стены простояли до 1920-х гг., дав приют беспризорникам и кошкам. Здание передали Текстильному институту, и в 1928-29 гг. Руднев совместно с Я. О. Свирским приступили к его завершению в новом ключе. Чтобы придать институту монументальный характер, Руднев разместил гигантские каннелированные пилястры во всю стену, завершив здание мощным аттиком.
В содержание