ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗДАНИЯ И ИНЖЕНЕРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, «КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ» ЭПОХИ МОДЕРНА

Sep 27, 2017 01:03


ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗДАНИЯ И ИНЖЕНЕРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, «КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ»  ЭПОХИ МОДЕРНА
Революционный прорыв, который  сделала на рубеже XIX-XX веков  промышленность  в большинстве развитых стран и России, повлиял на все стороны жизни общества. Архитектура - не только «застывшая музыка», архитектура всегда выражала этапы развития цивилизации, и, в частности, индустриальная архитектура не оставалась в стороне от мировых тенденций.  В связи с развитием передовых технологий, архитекторы, вооружённые новыми материалами, творили новый, небывалый облик городов.

В это время зародился так называемый  протоконструктивизм, основанный на четкой функциональной организации металлических и железобетонных конструкций. Крупнопролетные и каркасные конструкции начали задавать облик производственных сооружений, наряду с другими новыми типами построек:  торговых зданий, универмагов,  синематографов и т.д. Индустриальная архитектура становилась в ряд других построек  «высокого» жанра, её проекты и образцы включались в архитектурные издания.
«Кирпичный стиль» (наличие значительных неоштукатуренных фасадных поверхностей), получил второе дыхание - опыт показал, что  кирпичные фасады не требовали такого частого ремонта, как штукатурные фасады, поэтому  эта технология  часто применялась для производственных и складских строений.
Кирпичные  и железобетонные конструкции  сливались в один стиль. Жилые здания для рабочих, инженеров, а иногда и  хозяина предприятия, выстраивались в едином стиле вблизи или  на территории предприятия.
Но вот чем интересен петербургский промышленный модерн.  Вроде бы утилитарное значение построек должно было диктовать и приземлённый их облик, но  гениальные архитекторы Петербурга не могли бы  этим довольствоваться  -  зодчество этого направления дало нам примеры высочайших образцов модерна, использующего почти всю палитру средств и течений этой эпохи.

Гидробашня Политехнического института императора Петра Великого
Построена   в 1905 г. по проекту Э. Ф. Вирриха и И. В. Падлевского. Необыкновенен облик башни  - жёлтый восьмигранник  в виде сторожевой башни средневекового замка с узкими окнами-бойницами, а его деревянное завершение напоминает садовую беседку в виде восточной пагоды.

Центральная электрическая станция городского трамвая
Одним из выдающихся представителем индустриального  модерна был архитектор и инженер А.И.Зазерский.  Он принял активное участие в проектировании и строительстве ряда промышленных, общественных и жилых  зданий и комплексов - электростанций, административных зданий, мостов  и даже туалетов.  Значительный вклад   он внёс  при строительстве сооружений для службы «Городского трамвая». В 1906-07 А.И.Зазерский и  Л.Б. Горенберг создают  здание Центральной электрической станции городского трамвая (на ул.Атаманской). Чисто утилитарная постройка получила замечательное воплощение - здание  напоминает средневековую ратушу с контрфорсами  в  «кирпичном стиле» и с величественной  башней испытавшей явное  влияние  венского сецессиона.


Здание Подьяческой трансформаторной подстанции
В 1906 г. архитекторы А.И. Зазерский  и Л.Б.Горенберг   также под влиянием венского сецессиона  строят здание Подьяческой трансформаторной подстанции городского трамвая, которое уютно вписывается на  Большой Подьяческой улице.

Василеостровский трамвайный парк
В 1906-15   архитекторы Л.Б.Горенберг, Ф.О.Текйхман и А.А.Ламагин создают прекрасный пример индустриального модерна в  средневековом духе  -  сочетание каркасных конструкций (контрфорсы, балки) со стенами из красного кирпича.

Мост Императора Петра Великого
В 1908-11 годах архитекторы  Г. Г.Кривошеин  и  В. П.Апышков построили Мост Императора Петра Великого (Большеохтинский мост). Строительство моста, который бы соединил город с охтинским пригородом, обсуждалось ещё в 1880-х годах, однако этому препятствовало лобби водных перевозчиков, не желавших терять доход. В 1900 году, (тогда  начал строиться Троицкий мост), начались работы по выбору, подготовке места,   проектированию. Наиболее подходящим был признан внеконкурсный проект, носивший девиз «Свобода судоходству», который был выполнен профессором Николаевской инженерной академии полковником Г. Г. Кривошеиным в соавторстве с военным инженером подполковником В. П. Апышковым. Строительство моста выполнялось варшавской фирмой «К. Рудзский и К°», а разводной пролет с механизмом выполнил Петербургский Металлический завод. Строительством моста руководил Г. Г. Кривошеин, его помощниками по технической части были инженеры С. П. Бобровский, П. М. Шелоумов и Г. П. Передерий. 26 октября 1911 г. был произведен торжественный пуск моста. Трёхпролётный мост с его гранитными башнями с застекленными фонарями, создаёт далеко узнаваемый силуэт в средневековом духе. Мост отдалённо напоминает Тауэрский мост в Лондоне (построенный в 1894 г). Боковые пролеты на то время стали самыми длинными мостовыми перекрытиями в городе - 136 м.



Фильтроозонная станция
Постоянные вспышки инфекционных заболеваний (холеры, тифа и пр.),  учитывая установленную прямую связь их с качеством питьевой воды, привели к вопросу создания мер по созданию в Петербурге очистных сооружений, фильтрации и озонирования воды. В 1909-10 на Пеньковой улице крупнейшей специалист в области промышленной архитектуры  Л. А. Серк  ведёт строительство  фильтроозонной станции. Фасад станции выполнен  в "кирпичном стиле", четкие структурные формы,  трапецевидные  завершения создают торжественный и суровый облик, один из лучших образцов промышленной архитектуры эпохи модерна.

Солодовня пивомедоваренного завода "Бавария"
В 1911-12 гг. на территории пивоваренного завода российско-баварского АО «Бавария» Л.А.Серк возводит один из ярких образцов готизирующего модерна - здание солодовни.  Серк один из первых  использовал  железобетон в промышленной архитектуре Петербурга - он соединил многоярусную железобетонную структуру   с кирпичными наружными стенами. Над сушильными камерами виднеются  щипцы изломанной формы (они скрывали основания мощных вытяжных труб, ныне разобранных).  В настоящее время этот памятник истории и культуры, находящийся под охраной государства,  разрушается.



Екатерингофский мост
В 1910-14 гг. по заказу общества Путиловских заводов строится металлический однопролетный косой (ось моста пересекает русло реки под углом 75 градусов) мост. Из-за Первой Мировой войны пуск в эксплуатацию состоялся лишь 18 марта 1917 г. Авторы проекта и руководители работ инженеры А. П. Пшеницкий и Д. Я. Акимов-Перетц создали мост с готическими башнями  в стиле модерн. Устои моста выполнены из бутовой кладки и облицованы гранитом. Двукрылый разводной пролет с жестко закрепленными противовесами раскрывается откатыванием крыльев по горизонтальному пути. В закрытом положении моста фермы крыльев соединяются друг с другом посредством замка. Это единственный однопролетный разводной мост. Разводная система выполнена фирмой «The Sherzer Rolling Lift Bridge Company» (Чикаго) под руководством инженера Н. В. Рудницкого.

Финляндский железнодорожный мост
Финляндский железнодорожный мост через Большую Неву был построен для соединения Финляндской дороги с другими дорогами страны  по проекту инженеров Н. А. Белелюбского, Г. Г. Кривошеина и  архитектора В. П. Апышкова в 1910-12 гг. Длина русловой  части моста - 513,5 м, общая длина эстакады - 611 м. Металлический мост состоит из пяти пролетов, центральный - двукрылый, разводной, боковые - арочные фермы "с ездой понизу". Левобережный  проезд к мосту проходит по железобетонной многопролетной эстакаде, построенной в 1911-13 гг. по проекту фирмы "Христиани" (Дания). Руководил строительством профессор Г. П. Передерий. Участок пути проходит мимо заводских корпусов, где было тяжело выделить землю, поэтому оказалось выгодным сооружение эстакады, а не земляной насыпи. Эстакада - одно из крупнейших железобетонных сооружений, возведенных в России до 1917 г. Она состоит из  цепи отдельностоящих рам с консолями, соединенных подвесными балками, что являлось новаторским техническим приемом. Ажурные конструкции моста запоминаются и отличаются пропорциональностью форм.  В 1983-1987 годах параллельно старому мосту, с низовой стороны по проекту инженеров О. Ю. Руссина и Н. Д. Шипова был сооружён новый мост, пролётные строения моста повторяют очертания арок старого моста.

Мельница-пакгауз АО Санкт-Петербургских товарных складов, холодильников и элеваторов
В 1912 г. архитектор И. Н. Квиль строит мельницу-пакгауз АО Санкт-Петербургских товарных складов, холодильников и элеваторов.  Конструктивная основа - монолитный железобетонный каркас, состоящий из колонн и ребристых плит перекрытий,  один из первых в Петербурге образцов «скелетного типа».

Петроградский механический хлебопекарный завод
Завод построен в 1915-1918 гг. по проекту архитектора Л. В. Шмеллинга при участии инженера Н.Н. Нагеля. Архитектура производственного и конторского корпусов завода - один из лучших примеров готизирующего  промышленного  модерна. Выразителен фасад главного производственного корпуса, обращенный на Московский пр. - в глубине квартала  виднеется  живописный силуэт краснокирпичного замка с башней.

В содержание

industrial, russian, european, art nouveau

Previous post Next post
Up