ЭКЛЕКТИКА. Часть I. Необарокко
Одним из крупнейших архитекторов раннего периода эклектики является А. И. Штакеншнейдер. Его замечательной работой ещё в духе позднего классицизма является Мариинский дворец (1839-1844, Исаакиевская пл., 6, ныне - Законодательное собрание Санкт-Петербурга). Однако уже можно заметить элементы европейского возрождения: появился сложный декор и бриллиантовый руст фасада, колонны и пилястры снабжены двойными каннелюрами. Компоновка помещений принята анфиладной, аналогично барокко. Применены металлические конструкции балок и стропил.
Одним из первых творений необарокко считается перестроенный А. Штакеншнейдером Дворец Белосельских-Белозерских (1846-1848, Невский проспект, 41). Фасады выполнены в стиле елизаветинского барокко XVIII века, украшены лучковыми фронтонами и барочными наличниками со скульптурными картушами, трехчетвертные колонны и пилястры портиков оформлены коринфским ордером. Особую изящность придают фигуры атлантов и кариатид, установленные на фасадах и в интерьерах здания. Внутренняя отделка поражает пышностью в стиле барокко и рококо: пилястры с кариатидами, ажурные кованые канделябры и решетки с вензелями, деревянные панели с золоченой резьбой, мраморная облицовка, обивка тканью. Разностильные элементы и кариатиды использованы архитектором также при строительстве Ново-Михайловского дворца (1857-1858, Дворцовая наб., 18).
В эти же годы для Белосельских-Белозерских Штакеншнейдер строит дачу на Крестовском основе. Во время войны она была разрушена и в 1960-е годы полностью разобрана, восстановлена в 2006 году. Своим трёхлучевым планом здание напоминает павильон Катальной горки в Ораниенбауме, вместо атлантов-старцев, как во дворце на Невском, конструкции поддерживают кариатиды и молодые мужчины.
В короткое время стиль необарокко становится весьма популярным в столице. На новых домах появляются эркеры, консоли, балконные решётки, двойные и тройные окна, большие застеклённые витрины. В 1840-1860-х годах в России развивается производство пудлингового (сварочного) железа и проката из него, а позже - и стального проката. Это позволило использовать большие пролёты зданий и сооружений, железные перемычки проёмов лестниц.
В стиле необарокко были построены, например, особняк Т. П. Дылёва с редким полукруглым портиком (И. А. Монигетти, 1849 год, наб. Обводного канала, 155), особняк П. И. Демидова (О. Монферран, 1835-1840, Большая Морская ул., 43), доходный дом Н. П. Жеребцовой, урождённой Гагариной (Л. Ф. Фонтана 1860-1863, Дворцовая наб., 10), особняк Е. М. Бутурлиной (Г. Ю. Боссе, 1857-1860, ул. Чайковского, 10) и др.
Подражанием особняку Е. М. Бутурлиной стал особняк М. М. Устинова (Моховая ул., 3), 1875-1876, архитектор В.А. Шретер (перестроил особняк проекта Г. Ю. Боссе 1855 года).
Ярким образцом "нарышкинского необарокко" стала пышная церковь Воскресения Христова у Смоленского православного кладбища, построенная по проекту архитектора В. А. Демяновского в в 1901-1904 годах.
В содержание