К 9-му Ава

Jul 30, 2009 11:56

Несколько текстов к 9-му Ава РОКОВОЕ ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ

За сорок лет до разрушения Второго храма светильник, прежде неугасимый, стал потухать, и врата Святилища начали открываться сами собою.

Предание от р. Леви:
  • В продолжение шести лет (перед разрушением храма) тлел уголь в руке архангела Гавриэля, который все ждал в надежде, что народ раскается. Не видя раскаяния, он готов был в гневе бросить запылавший уголь в царство Израильское, но остановил архангела голос Господень:
  • Гавриэль! Гавриэль! Умерь гнев свой: есть и среди этого грешного народа сердца милосердные (Нома, 39; Еха-Р,).


Из-за чего?!

Продолжение на сайте Хасидус по-русски

ТЫ УТЕШИЛ НАС АКИВА!

Та часть Агады из трактата «Макот»(24 а-б), на которую намекает рав Шрики рассказывает: У Храмовой горы они (мудрецы - Ред.) увидели лисицу, выбегающую из того места, где находилась Святая Святых. Раббан Гамлиэль, рабби Элазар бен Азария и рабби Йегошуа заплакали, а рабби Акива начал смеяться. Они спросили: "Чему ты радуешься?" Он ответил вопросом: "А почему вы плачете?" Они сказали: "Об этом месте сказано: "Посторонний, который приблизится (к нему), да предан будет смерти" (Бемидбар, 1,51). А сейчас по нему бегают лисы - как же нам не плакать?" Он ответил: "Этому-то я и радуюсь. Ведь сказано в Писании: "И взял Я Себе верных свидетелей: Урию, когена, и Зехарью бен Йеверхиягу" (Йешаягу, 8,2). Но какую можно усмотреть связь между Урией и Зехарьей - ведь Урия жил во времена Первого Храма, а Зехарья - во времена Второго Храма? Дело в том, что Писание связало исполнение пророчества Зехарьи с исполнением пророчества Урии. В связи с Урией сказано: "Из-за вас как поле будет вспахан Цион, и станет руинами Иерусалим, и Храмовая гора - высотами лесистыми" (Мша, 3,12). В связи с Зехарьей сказано: "Еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерусалима" (Зехарья, 8,4). Пока не исполнилось пророчество Урии, я боялся, что не будет исполнено пророчество Зехарьи. Теперь, когда исполнилось пророчество Урии, я знаю, что исполнится и пророчество Зехарьи". На это остальные мудрецы сказали: "Ты утешил нас, Акива! Ты утешил нас, Акива".

Прим. перев. Лисицы на развалинах разрушенного Храма, это весьма сложный, многогранный образ. Лисица, - существо, у которого хвост - т.е. вообще-то внешняя, подчиненная, второстепенная часть, - кажется важнее всех остальных частей тела - символизирует то, как выглядит управление миром в эпоху, когда разрушен Храм. В противоположность этому, например, лев, у которого голова - самая заметная часть тела, - символ того, что управление миром его Творцом происходит выпукло и зримо, что это управление гармонично и ясно.

Управление лисицы, это - люди, принимающие внешние, зачастую несущественные детали, за самые важные, определяющие существование мира. Люди, гоняющиеся за ложными смыслами и идеями, сменяющими одна другую - как будто пытающиеся поймать лисицу за хвост - такой манящий, вновь и вновь ускользающий от них. Это гонка за иллюзией, за мнимостью. Но каждая мнимость претендует на то, что она - самая важная, самая большая ценность в мире.

Внешняя форма, главенствующая над содержанием, служанка, пренебрегающая своей госпожой, профессиональные лгуны, претендующие на роль народных глашатаев, пошляки, пробующие себя на роль духовных наставников, неучи, высмеивающие мудрецов - и много еще каких слов можно сказать, про наш мир. Только не покажутся ли они парафразом из модного романа. И это конечно тоже является признаком того, что лисы кружатся на месте нашего разрушенного Храма, что был подобен льву. Часть 2

Полный текст статьи "Противостояние Израиля и Ишмаэля" на сайте Sem40

ТРЕТИЙ ХРАМ

Евреи веками приходили плакать к Стене, но не помышляли о восхождении на саму Храмовую гору. Ничто так не свидетельствует об этой глубинной трансформации, как стихийное проявление радости, охватившей людей в день освобождения Иерусалима. Израильские парашютисты, быстро преодолев Храмовую гору, не задержались на ней, а спустились с нее, и здесь, у стены плача, проливали свои - на этот раз радостные - слезы. А через три часа Моше Даян и вовсе распорядился снять с Золотого купола израильский флаг. В этом спонтанном поведении сказался сложившийся за века новый стереотип еврейского отношения к храму: из повседневной действительности он превратился в отдаленную заоблачную мечту.

Но это вовсе не значит, что этот новый стереотип правилен и “историчен”. Первый и Второй храмы существовали в истории, Шехина обитала в них, и нет никаких оснований думать, что строительство Третьего храма синонимично концу света.

Однако при этом нельзя отрицать, что определенными, если не “эсхатологическими”, то “мистическими” проблемами строительство Третьего храма все же отмечено.

По-видимому, в этом вопросе стоит выделить два аспекта - человеческий и божественный. В пределах человеческих возможностей находится возобновление жертвоприношения на месте медного жертвенника, расположенного вне мечети.

Однако строительство Третьего храма - задача гораздо более сложная и без непосредственного божественного участия, пожалуй, неразрешимая. И дело даже не только в том, что на месте святая святых стоит мечеть. В строгом смысле слова, для начала строительства Третьего храма необходимы какие-то особенные явления. В агаде говорится, что Третий храм начнет строиться с небес, а галаха предъявляет к нему свои требования. В частности, описание Третьего храма, данное в 40-й главе книги пророка Иехезкеля, отличается от описания Первого храма, известного по книге Шмот.

Главы 40-48 книги пророка Иехезкеля можно прочитать здесь

Полный текст статьи "Третий Храм и трупное поле" на сайте МАХАНАИМ

ИУДАИКА

Previous post Next post
Up