Ещё раз перечитала интервью Познера со Стингом: о музыке, мироустройстве, счастье, йоге, интернет и даже о мужчинах.
Знание Стингом российской музыки ограничивается русской классической музыкой - Мусоргский, Прокофьев…, что, вообщем, не удивительно. Даже, вроде как, хорошо раскрученный в Америке проект "Тату" остался Стингом незамеченным. Ну, или просто он не захотел об этом упоминать.
О музыке и написании песен.
Совершенно согласна со Стингом, что для профессионального музыканта прослушивание музыки становится совсем не отдыхом, а работой и постоянным анализом. Лучшей музыкой становится тишина. А в написании песен приоритетом является музыка (
т.е. сначала музыка, а потом текст).
Нет никаких правил написания песен, есть много разных подходов. Можно начать со слов. В последнее десятилетие я предпочитаю метод, когда сначала пишется музыка. Моя теория - что если ты правильно структурировал музыку, в ней уже есть содержание. Это абстрактное содержание, но в нем есть начало, середина, развитие и конец. И моя работа - потом послушать эту музыку и сказать: "Что за историю ты мне тут рассказываешь? Кто это говорит?"
О йоге.
Как известно, Стинг вот уже 20 лет практикует йогу. Самое интересное, что о Стинге и йоге я узнала практически одновременно. Один человек дал послушать записи Стинга и подарил книжку ”Хатха йога для начинающих”. С тех пор со мной и Стинг, и йога. Cам Стинг начал заниматься йогой достаточно поздно, в 40 лет, так что, как говорится,
йоге все возрасты покорны. Но тут главное без фанатизма.
Конечно, вы не сядете в позу лотоса после одного-двух уроков. Но название "йога" происходит от глагола, означающего "объединять". И вы объединяете ваше сознание и ваши намерения, мышцы вашего тела с сознанием. Опять же, это превращение в одно целое того, что воспринимается как две части. Это часть сознания, как вы дышите, сидите, ходите, как вы едите. Йога - это все. В общем, это осознанная жизнь, а не обязательное умение сесть в позу лотоса.
О выкладывании музыки в интернет для скачивания (заплати, сколько хочешь).
Старая модель дистрибуции музыки себя исчерпала, она больше не работает. Новая модель пока не создана и новация такого рода, возможно, именно то, к чему все идет. Я не очень понимаю, как на жизнь при этом зарабатывать - я не говорю про миллионы, просто на хлеб насущный музыкантам. И эта модель должна еще сложиться. Я не знаю, как все будет. Мне интересно, как оно будет.
Мой личный опыт исследования модели "скачай и заплати, сколько хочешь" закончился весьма печально. Пару лет назад перед Новогодними и Рождественскими праздниками я предложила своим читателям бесплатно скачать свою песню "Танго" и заплатить, кто сколько хочет. За две недели песню скачали более 2 000 человек. Заплатили трое!!!
В нашей стране такая модель вряд ли будет работать…
О том, почему популярная музыка собирает стадионы, а классическая - нет.
Понимаете, в мозгу два полушария. Одно воспринимает очень простые интервалы, самые простые ритмы и рифмы. Большая часть поп-музыки очень и очень проста. Другая часть мозга имеет дело с куда более сложными интервалами - джаз, сложная симфоническая музыка. Если вы не откроете эту часть мозга для музыки, вы не сможете услышать ее как музыку - для вас она не благозвучна, не красива. Именно из-за этого многие говорят: "О, ненавижу джаз, ненавижу эту серьезную музыку". Это оттого, что их мозг не открыт для этого. Для этого требуется образование.
Понятно, что если вы слушаете джаз или классическую музыку, то наш доморощенный российский шансон звучит для вас диссонансом. Я уже писала, что
западная публика по сравнению с нашей выглядит более музыкально образованней. Музыкальное образование нужно не только для того, чтобы создавать музыку, но и для того, чтобы уметь слышать её и понимать. Я не знаю, остались ли сейчас уроки музыки в школе? На мой взгляд, они нужны. Тем более сейчас, когда все твердят о падении духовности и нравственности. Настоящая музыка делает людей духовно богаче, нравственнее и чище.
О роли музыканта в истории. Возможно ли появление новых "Битлз".
Понимаете, "Битлз" в силу того, где они оказались во времени и пространстве, были катализаторами этой истории. Могло бы это случиться с другой группой людей, я просто не знаю. Но они сделали это, они подтолкнули меня, они дали мне мою жизнь. И я благодарен им за это. Не думаю, что я могу служить толчком для чего-то. Я, конечно, стараюсь высказывать идеи, которые, на мой взгляд, могут и должны сработать, заставить очнуться, задуматься. Но это не тот толчок, какими стали "Битлз" - сейчас не тот исторический момент.
Согласна, сейчас уже не тот исторический момент. Музыка перестала быть тем, чем она была во времена Битлз. Она перестала занимать одно из главных мест в жизни человека. Музыка стала фоном, сопровождением. Некоторые вообще ставят под сомнение появление новых звёзд общемирового масштаба, таких как Мадонна, Майкл Джексон, Rolling Stones, ABBA, Queen и т.д. Отчасти от того, что таких звёзд, как правило, делали крупные рекорд-лейблы. В связи с падением спроса на физические носители, существование самих этих лейблов остаётся под вопросом. Сегодня уже не так важна личность в музыке. Чтобы привлечь к себе внимание, нужно быть скорее не личностью, а фриком или персонажем в 3Д.
О своём будущем как музыканта.
Понятия не имею, что потом. Разве что я знаю, что я вечный студент, и я люблю учиться, и я по-прежнему занимаюсь, по-прежнему учусь. И не могу отказаться от музыки. Я думаю, я бы просто умер, если бы отказался от музыки. Но что дальше - понятия не имею. И, опять же, мне это нравится.
Интервью В.Познера со Стингом © Клементия