Многие композиторы пишут музыку следующим образом - садятся за инструмент и начинают наигрывать некую последовательность аккордов. Кто-то ещё дополнительно задаёт себе ритм, включая барабанный луп. И вот в такой творческой атмосфере происходит рождение музыки. У меня так не получается. Я сажусь за инструмент, очень долго сижу за ним, перебирая гармонии, но ничего не выходит. И я поняла - такой способ не для меня.
Я сочиняю музыку в голове и, как правило, в самой не подходящей для этого обстановке. Причём вся песня целиком приходит очень редко. В основном это обрывки музыкальных фраз, какие-то маленькие кусочки. Естественно, они могут прийти в голову в любой момент, поэтому всегда должна быть возможность их записать. Я записываю всё на диктофон голосом.
Этот процесс непрерывен и он происходит почти каждый день, хотя бывают периоды, когда не приходит ничего и в голове полная тишина. Тогда я понимаю, что мне не хватает эмоций, впечатлений, каких то новых открытий. И я пытаюсь восполнить этот пробел.
Некоторые композиторы в период творчества предпочитают ничего не слушать. Я наоборот всегда стараюсь отслушивать новую музыку, интересующего меня направления. Это даёт возможность правильно ориентироваться в современной музыкальной культуре, не стоять на месте и развиваться.
Постепенно таких музыкальных кусочков набирается очень большое количество. И всё это "богатство" лежит и ждёт своего часа, когда мне захочется или потребуется написать песню. Это что-то вроде литературных дневников у писателей.
Когда наступает час "X" и у меня появляется идея песни, я достаю все свои записи и начинаю их отслушивать. Конечно, нужно хотя бы примерно представлять себе, что ты хочешь. Иначе будешь искать иголку в стоге сена. Для того, чтобы написать песню, мне достаточно маленького толчка. Если я слышу какой-то кусок, который меня цепляет, он тут же начинает раскручиваться у меня в голове в полноценную мелодию. Иногда для этого толчка достаточно музыкальной фразы из трёх нот.
Таким образом, получается некий набросок мелодии песни, напетый голосом. Я всё пою голосом, потому что мелодия, сыгранная на каком-то инструменте, может потом на голос не "лечь". У меня даже выработался термин "инструментальная мелодия" - это если мелодию сыграть на инструменте, она звучит отлично, а начинаешь петь - не звучит.
Полученный набросок много раз переслушивается, дорабатывается, исправляется и получается окончательный вариант мелодии. И только потом я кладу мелодию на гармонию. Бывают песни, в которых мелодию без гармонии спеть не возможно. Такие песни, как правило, живут очень не долго, потому что люди их не поют. Если мелодия без гармонии уже звучит хитово, то гармония её только украсит. Все музыканты прекрасно знают, что одна и та же мелодия в разной гармонии может звучать по-разному. Если я найду какое-то интересное гармоническое решение, и для этого потребуется немного изменить мелодию - я меняю.
А дальше на готовую мелодию можно писать текст. И тут возникает вопрос - а что в начале: курица или яйцо музыка или слова. Я считаю, что в начале должна быть музыка…
Но об этом более подробно в следующий раз…
Часть 2 Клементия - Танго (сингл) © Клементия