Оригинал взят у
kanchukov_sa в
ЧТО ВИЖУ, ТО ПОЮ! ЧТО ВИЖУ, ТО ПОЮ!
(метод, используемый восточными (тюркскими) певцами-импровизаторами (акынами)),
(изложение строго для себя, для памяти)
В Министерстве обороны состоялся брифинг, посвященный итогам состоявшейся внезапной проверки готовности войск (сил) Восточного и Центрального военных округов.
Благодаря ресурсу Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) любезно разместившему на своем ресурсе в ЖЖ материалы
презентации, мы можем более детально ознакомиться с замыслом внезапной проверки и оценить ее масштабы и качество. Материалы презентации подготовлены министерством для экспертов и журналистов.
Адрес в интернете:
http://periscope2.ru/wp-content/uploads/2013/07/Presentation.pdf Давайте посмотрим на материалы и попробуем их проанализировать для более глубокого понимания происходящих процессов и качества проведения вот таких внезапных проверок. Сразу хочу оговориться, что внезапные проверки войск, не связанные с существующими планами позволяют руководству страны, да и армии оценить не только истинное состояние боевой готовности, а и проверить правильность намеченных решений во всех спектрах военного организма, да и государства в целом, и его (государства) реальную возможность реагировать на кризисные ситуации. Понятно, что все доводить до открытого доступа нельзя, но если уже принято решение показать гражданам некоторые цифры и действия, то уже нужно показывать на высшем уровне, а не так, откровенно говоря, убого, как это представлено в данной презентации.
Что нам рассказывает первый слайд данной презентации.
Первое, давайте начнем с самой презентации. Качество изготовления данного материала вызывает сожаление и грусть. Неужели в ГШ ВС РФ нет ни дизайнеров, ни специалистов, способных действительно качественно показать презентацию, тем более, что сегодня программное обеспечение позволяет это сделать не только в цветах и красках, а и в 3-х мерной графике, со звуком, видео и т.д. И все это можно выложить в интернет для всеобщего обозрения и гордости за свои вооруженные силы, вот, смотрите, мы уже действительно вышли из каменного века и научились рисовать картинки и воевать, а значит и «реформа Сердюкова» проведена не напрасно. А пока просто стыдно за такую штабную культуру, которая показывает истинное положение вещей.
Второе, нам предложили на первом слайде ознакомиться с масштабом привлекаемых войск. Действительно он впечатляет, но возникают вопросы, связанные с главным, а было ли общее планирование, так сказать общий замысел проверки, или это экспромт Верховного Главнокомандующего. Еще в феврале 2012 года писал о том, что, к сожалению, у Верховного нет своего органа, позволяющего ему качественно и с пользой для общего дела проверять и боеготовность армии, и боеготовность других силовых структур и обороноспособность государства в целом. Да и советники рядом отсутствуют, особенно те, кто может правильно, без прикрас доложить об истине. Таким органом должен был стать Совет Безопасности РФ, который по своей структуре и значимости мог подготовить Верховному Главнокомандующему замысел проведения внезапной проверки, который, исходя из представленной презентации, отсутствовал. Так на первом слайде отсутствуют наименования привлекаемых оперативно-стратегических объединений, а именно самих штабов Восточного и Центрального военных округов. Получается, что войска действовали самостоятельно, без управления со стороны стратегических объединений. Ведь дальше нам перечисляют уже оперативные объединения Сухопутных войск, ВВС и ПВО и Флота, входящих организационно в структуры данных стратегических объединений. Конечно, можно сказать, что лейтенант, который готовил данную презентацию, пропустил стратегические объединения, но куда смотрели вышестоящие руководители. Здесь хочу отметить и поставить в пример, несмотря на то, что высказываюсь по нему в основном с негативной стороны, генерала армии Николая Егоровича Макарова. Никогда, ни одна презентация, по крайней мере, у нас в СибВО, не проходила мимо него, всегда просматривалась и утверждалась. Такую презентацию даже нельзя было показывать как черновик.
Третье, бросается в глаза отсутствие в перечне привлекаемых соединений и частей разведки, без которых невозможно сегодня не то, что воевать, а даже принять адекватное решение. Будем говорить, что это секрет и показывать главную составляющую любого учения нам нельзя. Но хочу еще раз напомнить, что без разведки войска не могут воевать, а у нас до настоящего времени не решен окончательно вопрос с подчиненностью спецназа ГРУ, убогая и примитивная войсковая разведка, ограниченная космическая и все остальные составляющие, за которые отвечает непосредственно ГРУ. Так, спецназ ГРУ до настоящего времени, остается в подчинении Сухопутных войск и продолжает разрушаться, а ГРУ не в состоянии решить простой вопрос, или у его руководителей нет желания или нет способностей?
Четвертое, бросается в глаза непозволительно мало привлекаемых боевых самолетов и вертолетов к учениям. Показано привлечение 2 и 3 К ВВС и ПВО и на оба объединения всего 130 самолетов и вертолетов. Для понимания ситуации хочу сказать, что в двух данных объединениях должно быть не менее 600 только боевых самолетов и столько же вертолетов. Авиация в современном вооруженном конфликте с высокотехнологичным противником будет играть, наряду с разведкой, определяющую роль, и все эти 35 различных пехотных и танковых бригад, и остальных воинских организмов, без круглосуточного авиационного прикрытия, не способны будут выполнить ни одну из поставленных задач. Здесь еще немаловажную роль играет сам театр военных действий, имеющий фронт протяженностью более 4000 км и 1000 км в глубину. На таком пространстве все 130 самолетов и вертолетов просто потеряются. Хочу еще раз подчеркнуть, что одно дело управлять сотней самолетов, а совсем другое 600 самолетами. Ведь им нужно и аэродромно-техническое обеспечение, и сотни тонн боеприпасов, ГСМ, прикрытие ПВО, системы связи, разведки, управления, да и сами аэродромы или на крайний случай, участки автострад, подготовленных для рассредоточения указанного количества самолетов. А это в тройне и затратно и сложно организовать. Да и переброска самолетов в больших количествах с других направлений потребует и времени и сил и средств. В недалеком прошлом только ВВС Белоруссии организовывали учение с базированием авиации на участках автотрасс, ВВС России, думаю это не под силу в современных условиях.
На втором слайде нам демонстрируют ряд показателей перегруппировки. Так, от ВТА привлекалось все 30 самолетов, нагрузка на экипаж составила менее одного самолетовылета в сутки. Не понятен замысел привлечения и цель данного мероприятия. Если проверять возможности, то тогда по максимуму, при таких скоростях и расстояниях должно получиться не менее 2-х самолетовылетов в сутки на экипаж, а при наличии вторых экипажей, а с ними, думаю, есть определенные проблемы, то не менее трех самолетовылетов в сутки. А так это прогулка для летчиков, а не напряженные учения по проверке боеготовности ВТА. Правда, из-за огромной задержки вылета впервые сутки учений, необходимо было корректировать принятое решение и выполнять его, несмотря на возникшие трудности, скажем, назовем их внезапный удар по аэродрому и вывод из строя ВПП и складов с ГСМ. Такие действия вполне допустимы на том театре военных действий, особенно в отсутствие круглосуточного боевого дежурства соединений ПВО и возможности нанесения ударов авиацией с аэродромов постоянного базирования с возвращением после удара на аэродромы передового базирования или аэродромы рассредоточения.
Есть здесь и еще одна проблема, о которой упорно молчит руководство ГШ, это привлечение гражданской авиации, как для переброски личного состава, так и для переброски техники. Нет на слайдах информации о привлечении к переброске, скажем, ударных вертолетов самолетами авиакомпании «Волга-Днепр», Ан-124 "Руслан", а такие действия не только должны предусматриваться, а и отрабатываться реально для понимания и личным составом и руководством армии сроков перебазирования и боевого применения. Да и развертывание производства "Русланов " в России требует ускоренного решения и исполнения.
На третьем слайде нас забрасывают обилием цифр связанных с боевой подготовкой. Давайте немного в этом нагромождении разберемся. О самой организации боевой подготовки нужно говорить отдельно.
Первое, оперативно стратегических учений в ходе этой проверки не проводилось. А ведь поднятие войск по тревоге, приведение в высшие степени боевой готовности войск всего округа, в том числе и части смежного округа, и вывод их в районы учений, уже является оперативно-стратегическим мероприятием, которым нужно руководить, прежде всего, Генеральному штабу, а уже затем и штабам Восточного и Центрального военных округов. При наличии разработанного скрытно от ГШ структурами Верховного главнокомандующего замысла стратегических учений, так должно было и быть, а пока есть то, что видим, штабы округов, исходя из слайда, к учениям не привлекались. Снова виноват лейтенант?
Второе, при заявленном привлечении четырех оперативных объединений Сухопутных войск (5, 29, 36, 37, 41А), четырех объединений авиации и трех объединений флота проведено всего одно оперативное учение с одним из оперативных объединений. Привлечение войск, непосредственно для выполнения боевых задач, от общего числа показанных на слайде объединений, составило только 20%. Единственный, кто отличился в этом вопросе, это флот, проведя с каждым объединением свое оперативное учение (на следующем слайде). Возникает вопрос, а чем занимались остальные управления объединений? Руководили ли они войсками, отрабатывали ли свои решения, кто их решения заслушивал. Или все это просто для галочки в очередном докладе и для записи в очередном представлении на государственную награду? Мне думается, что здесь полностью отсутствует роль Генерального штаба, как организатора и руководителя любого мероприятия оперативно-стратегического уровня. Это его прямая обязанность в ходе такого мероприятия организовать и провести оперативные учения с остальными оперативными объединениями. Никто не освобождает командира от принятия решения даже в отсутствие необходимых распоряжений и директив. Ведь когда еще можно будет вот так, по велению Верховного Главнокомандующего потренировать, прежде всего, себя, свои подчиненные структуры в реальной обстановке и попробовать одновременно поруководить огромным воинским коллективом разнородных сил и средств. Вот здесь и куется воинское мастерство, проверяются все звенья управления, средства связи, организация и способность командования организовывать взаимодействие на всех уровнях, в том числе и с местными органами власти, силовыми структурами. А так, получается, что армия отработала как бы в вакууме, в стороне от заинтересованных в привлечении к учениям органов местного самоуправления.
Третье, заявлено о привлечении 35 различных бригад для проведения проверочных мероприятий, но указано всего, что проведено 8 бригадных тактических учений, а это только 22% от привлекаемых войск. Неужели снова вина лейтенанта, перегруппировка бригады своим ходом или в составе железнодорожных эшелонов, так же является тактическим учением. Или принято только считать, что если бригада наступала на полигоне, имитируя беспорядочные действия, то это тактические учения.
Это же и касается привлечения только 20-25% батальонов и рот для проведения тактических учений.
Таким образом, по слайду видно, что реально привлекалось из заявленных только 20-25% войск, а остальные имитировали бурную деятельность. Уверен, что такая проверка, совершенно не нужна армии, она не отражает истинного положения вещей, а в условиях оценки данной Верховным Главнокомандующим (твердая удовлетворительная), тянет совершенно на другую оценку, но это уже другой разговор.
Есть еще один вопрос, в полном ли составе действовали бригады, или, как прозвучало в одном из репортажей, снова батальонными тактическими группами. Так наши командиры бригад никогда и не научатся руководить полноценной бригадой. Есть и еще одна существенная проблема, до настоящего момента не решенная в армии, а загубленная в ходе ее реформирования. Эта проблема связанна с возможностью бригады в полном составе участвовать в учениях или в бою. Первая проблема, как укомплектовать бригаду в отсутствие укомплектованности ее военнослужащими срочной службы. Раньше соответствующие структуры в дивизии занимались ее доукомплектованием приписным составом. Сейчас нет таких структур в бригадах, военкоматы состоят из гражданских, и мероприятия по доукомплектованию бригад приписным составом не проводились в войсках, что в корне снижает всю значимость данного проверочного мероприятия. Почему ГОМУ ГШ не выполнило свои прямые функции? Те организмы, которые отмобилизованы (управление дорожно-комендантской бригады и три батальона) в ходе проверки не влияют на выполнение округом в целом своей главной задачи, способности отразить агрессию. У нас бригады и так являются немного усиленными полками, а в условиях некомплекта, превращаются в усиленный батальон, на картах выполняющий задачи за дивизию.
Вот слова сказанные лично Министром обороны Сергеем Шойгу, в подтверждение этой проблемы (взяты с сайта Игоря Коротченко) "Министерство обороны России подготовило приказ о поощрении ряда участников недавней внезапной проверки войск Восточного военного округа, сообщил С. Шойгу. "Будем просить Верховного главнокомандующего о присвоении государственных наград, многие командиры заслужили этого", - подчеркнул он. "Хочу сказать слова благодарности офицерам и командирам", - сказал министр. Он привел пример миротворческой бригады, в которой при ее подъеме по тревоге 430 человек находились в отпусках. Однако 370 военнослужащих за свои деньги догнали свои войсковые части."
Вторая проблема, кто предназначен для охраны и обороны военных баз, складов текущего довольствия, военных городков, городков с семьями военнослужащих. Ведь с выходом всей бригады по тревоге в военном городке должны оставаться не военнослужащие из разведывательного батальона, как самые надежные, или пехота с артиллеристами, а структуры, способные обеспечить и сохранность вооружения, неисправной техники, имущества и других материальных средств и людских гражданских контингентов. Такими структурами могут быть структуры военной полиции, создаваемой в армии, и отнимающей от нее и так некомплект личного состава. Но и как писал ранее, эти функции можно и нужно поручать российским частным военным компаниям, в которых работают уваленные с военной службы офицеры и солдаты, в том числе и не подлежащие привлечению по мобилизации. Но закон о ЧВК так и утонул в согласованиях только потому, что спроса с армии за ее укомплектование и боевые возможности недостаточно.
Четвертый слайд нам повествует об участии флота в данном мероприятии, и несмотря на некоторые начальные трудности и замешательства, возникшие в начале учений, флот в целом с задачами справился, проведя и все три оперативных учения, и перебросив войска на Сахалин, и выполнив другие мероприятия.
На пятом слайде нам демонстрируют главную составляющую сегодняшних вооруженных конфликтов и будущих войн, действия авиации, а именно действия 2 и 3 К ВВС и ПВО. Чтобы понимать и с чем-то сравнивать, обратимся к недавней истории, датированной мартом 2011 года, когда Основу развернутой у ливийского побережья группировки многонациональных сил (МНС) составили военные формирования США, Великобритании и Франции. Они включали свыше 320 самолетов. Ранее упоминал, что наши два командования должны насчитывать не менее 600 боевых самолетов. Средняя интенсивность действий авиации МНС составила от 60 до 90 самолетовылетов в сутки, что составляло около 30% от привлекаемых сил и средств, а при интенсивном применении, могло доходить и до 200 самолетовылетов в сутки.
Теперь посмотрим на наши результаты. Не будем сильно вдаваться в каждый тип самолетов, разберем только истребительную авиацию, без которой и бомбардировочная и штурмовая, да и армейская авиация действовать не смогут. У нас простой подсчет показывает, что истребительная авиация совершила 0,6 самолетовылетов в сутки, а должна была совершать не менее 7-10 самолетовылетов таким составом привлекаемой авиации. Значит, общее число самолетовылетов должно соответствовать не 36, а как минимум 50, и максимум 250 самолетовылетам в сутки. Как считать данное напряжение, не могу себе представить. Или это просто рулежка по ВПП, или работа двух пар самолетов (всего 4 самолета) в ходе всех учений?
Выводы снова удручающие, показывающие, что вся авиация работала только на глазах у Президента РФ, снова для показухи, и то привлекалась не в полном составе. А отработка самостоятельных действий по прикрытию территории, войск, важных экономических и государственных объектов, действий флота на морских акваториях не планировалась и не осуществлялась. Не осуществлялись мероприятия по завоеванию господства в воздухе, по нанесению ударов в глубине территории противника по его аэродромам и базам, не применялась авиация и для всесторонней поддержки войск, недопущения их охвата, обхода, выхода на коммуникации. Не видно в замысле и задач по поиску и обнаружению войск противника и проведению имитации атак на них, противодействию деятельности диверсионных групп, направленных на уничтожение самолетов, располагающихся на аэродромах, возвращающихся с боевых заданий и т.д. Мне могут возразить, что все это планировалось, но для экономии средств, привлекалось по одному самолету на каждую задачу. Возможно и так, но тогда вовсе не нужно привлекать авиацию, а воевать на картах более удобно, там красным стрелам ничего не угрожает.
Шестой слайд полностью подтверждает ранее сказанное, что реального руководства войсками, не со стороны ГШ, не со стороны военных округов не происходило, а это уже реальная, а не мнимая, или выдуманная угроза боеспособности армии и обороноспособности страны. Уже хватит все валить на лейтенанта, который готовил презентацию.
Нам показано, что основные командные пункты военных округов не привлекались, а только вспомогательные. Но мы знаем и другое, что в ходе реформы системы управления, вспомогательные командные пункты доведены до ручки и не способны реально руководить войсками. В подтверждение этому выводу нам демонстрируют КП такого организма. Из семи офицеров, запечатленных автором фото, у двоих на рабочем месте компьютер, остальные работаю фломастером и ручкой, и получают информацию по телефону, что в современных условиях не совсем рационально. Армии смогли развернуть свои основные КП, но только три из них развернули вспомогательные (пишу так, как на слайдах), а это говорит уже об угрозе устойчивости системы управления. Далее, идут бригады со своими КП. У них они в единичном экземпляре, что так же не придает устойчивости системе управления, особенно в условиях сплошного отсутствия воздушного прикрытия, и разгула деятельности ССО и диверсионных групп противника.
В целом, способность органов управления руководить войсками в современных условиях требует совершенно другого подхода и других возможностей от штабов. В условиях широкомасштабной агрессии, которую условно отражали поднятые на проверку войска с существующими органами управления и их системой управления и связью, такую задачу решить не представляется возможным. И дело не только в отсутствии автоматизированной системы управления, а и в отсутствии необходимого количества органов управления, способных дублировать систему управления в случае выхода ее элементов из строя.
Седьмой и восьмой слайды посвящены подвигу тыловых структур. Проблем в медицинском обеспечении войск у нас было всегда много, а после реформы они еще усугубились. Отрадно, что военно-клинические госпитали выполнили некоторую работу, но проблем еще довольно много, начиная с нехватки медицинского персонала, сокращенного ранее, отсутствия прикрытия расположения госпиталей системами ПВО, и заканчивая проблемами доставки раненых в данные госпитали. События первой и второй чеченских компаний наглядно продемонстрировали, с какими трудностями будут сталкиваться медики в условиях войны. А ведь эти проблемы должны решаться еще в мирное время.
Хочется обратить внимание еще на одну цифру, это развертывание на 35 боевых бригад всего семи полевых бань и пяти прачечных. Тыловое и техническое обеспечение требует сегодня более углубленного и всестороннего внимания, особенно в ходе восстановления их возможностей. На слайдах не представлены вопросы технического обеспечения, причины, наверное, в том, что сегодня этим вопросом практически некому заниматься, а со стороны, со слов Борисова мы можем знать, что основными причинами выхода боевой техники из строя стал человеческий фактор, а именно поломки по вине военнослужащих. Правда в ВВО новой техники всего 17% , так, что в то, что у нас во всем виноваты военнослужащие, верится с трудом, тем более, что всего 3-4% из всех поломок устранялись именно ими, этими неподготовленными военнослужащими. Думаю, что в этих цифрах больше лукавства, чем реальности, но проблемы технического обеспечения войск должны решаться.
Что не увидел в ходе этого учения и на предоставленной министерством презентации.
Первое, нет государственной системы военного управления, разработанной на современном уровне. Уже писал ранее об этом. Верховный Главнокомандующий должен наблюдать весь ход учений, находясь не на вышке одного полигона, а на своем командном пункте. И это не обязательно нужно делать на заглубленном. В повседневной жизни такой ПУ должен быть вблизи рабочего кабинета Верховного, и дополнительно иметь подвижный вариант, для управления войсками в ходе командировок по стране, с выносом обстановки непосредственно на монитор в кабинете. Технически и технологически это не является проблемой. Для образца можно взять такие ПУ, существующие в НОАК, в том числе и силы и средства, привлекаемые для отображения реальной обстановки на поле боя.
Второе, видеоконференции, которые проводятся в МО, это хорошо, но и ГШ должен иметь такой же ПУ, как у Президента РФ, для того, чтобы в реальном масштабе времени министр обороны и НГШ могли наблюдать решения, действия войск на любом участке фронта, на любом полигоне, аэродроме, на планшетах, отражающих реальную картину и реальные решения военачальников в реальном масштабе времени.
А вот непосредственный выезд в войска можно проводить и по завершении указанных мероприятий, для личного разбора, раздачи поощрений или ….
Хочется надеяться, что все то, что делается положительного в армии, принесет ощутимые положительные результаты, а те недостатки, которые выявлены, не будут замалчиваться, а устраняться в полном объеме.
В завершение позволю себе привести слова сказанные Министром обороны на встрече с журналистами и военными экспертами " ...Это говорит о том, что мы все делаем правильно". Нам остается только надеяться!