Если бы Эрих-Мария Ремарк мог бы снимать кино, то пожалуй, он снял бы именно такой фильм. На протяжении всего фильма ловил себя на этой мысли, поскольку постоянно возникала аллюзия на "На западном фронте без перемен". В сети, до этого, встречал уже нелестные, местами истерические отзывы о ревизии истории и прочем. Окститесь. Там и близко такого нет. Писали что, мол, сцена в госпитале, где добивают раненых немецких солдат и насилуют медсестру - это оскорбление. Если только это видеть и только об этом говорить - то, да. С чужих слов кажется именно так. Однако смотрю фильм и вижу, что сцена не ограничивается изнасилованием медсестры. Появляется офицер, женщина, которую эта же медсестра сдала "куда надо" раньше по ходу фильма и, что же она делает? Первым делом - вправляет мозг солдату-насильнику, говоря "мы советские солдаты а не насильники", причём солдат явно до усрачки перепуган, что косвенно наводит на мысль о порядках в армии, где подобное не только не приветствуется но грозит весьма серьёзными последствиями. Чуть дальше эта же женщина-офицер по факту спасает немецкую медсестру, и даёт ей "путёвку в новую жизнь": - Пусть исправляет зло, которое причинила. В конце-концов, с кем мы будем строить новую Германию? - говорит она начальнику русского госпиталя, который размещается на месте немецкого. ВСЁ. На этом тема страданий побеждённых закрыта.
Сцена гибели Фридхельма, завершающая его историю - вообще сильная штука. Человек изначально был далёк от войны, затем забил и просто жил как на войне: "Там враг, тут друг и отъебитесь, не лезьте в душу". Пример чистого вояки, выкованного войной из интеллигентного мягкотелого юноши, сознательно ограничившего свой кругозор пределами поставленной задачи и собственного выживания. Встал выбор между другом детства и палачом, подвернулся удобный момент - спас друга и завалил палача, "спишем на боевые". Конец войне? А нахера я нужен в мирной жизни, такой, каким я стал? В атаку, нах. И лучше сдохну с пулей в груди, умру непобеждённым. Для него конец войны стал равнозначен концу жизни. Сцена с волком вообще - супер. Вспомнилось как американцы описывали случай, когда тигр утаскивал бойцов прямо из стрелковой цепи.
Писали, что русские опять показаны уродами. Правда? Ни разу не увидел такого. Стойкое сопротивление, битва до последнего конца - да, показаны. Показан противник, который вгоняет немцев в чувство тоскливой безнадёжности, страшный противник, не прощающий ошибок. Смотрим историю захвата телеграфной станции.
Немцы действуют умело, грамотно и - все погибают. Никто никого трупами не заваливает. Кто лучше воюет - того и тапки. Сделал ошибку (как новобранец перед отходом Фридхельма) - помер от пули в голову. Вообще, сцены боёв сделаны очень добротно, смотришь с удовольствием. Я бы сказал даже, что боевые сцены сделаны не хуже чем в "падении Чёрного ястреба". Ну а на просторах русского интернета кому-то нужна истерика. Наверное те, кто вопит видят только то, что хотят. Или просто взяли на вооружение принцип мусульман - истерить по делу и без дела, что бы показать свою значимость. Вроде того случая с турками и Лего. Вот где дебилы. Спасибо туркам. Теперь я знаю, где в реальности находится дворец Джаббы. Полчаса ржал. Возвращаясь к теме негодяев - единственными негодяями в этом фильме выставлены украинцы. О них - ни одного доброго слова, только как о шавках прислуживающих СС и гестапо. Даже непонятно почему так возбудились поляки, подняв вой по поводу того как их расписали. Армия Крайова? Почитайте Богомолова, возмутитесь ещё раз уважаемые паны. Фильм настолько хорош, что после его просмотра, Михалков с его последними поделками, уже совершенно точно воспринимается просто как юродивый. И напоследок. Начало фильма - пятеро друзей. Четыре немца, один еврей. Соотношение 1\4. Война, потери, страдания. Конец фильма. Два немца, один еврей. Соотношение 1\2. Что-то засада какая-то получилась. Если умышленно - то очень тонко.