Кратко о жилых комплексах 1920-1930-х годов

May 27, 2019 10:54


В ЖЖ не пишу, дабы свободного времени после работы и учебы практически не остается.
Мое короткое эссе по курсу "История советской архитектуры".
Это эссе было написано на триместр раньше, чем эссе про модернизм.
Требования все те же: не более 3 страниц.
Прошу строго не судить. Аргументированная критика, замечания и суждения приветствуются.

В 2017 году на территории Москвы объявлена многолетняя программа реновации жилого фонда. Под указанную реновацию должны попасть многоквартирные дома с количеством этажей не более девяти, построенные по типовым проектам с 1957 по 1968 год с использованием стандартизированных несущих элементов, а также дома, аналогичные им по конструктивным характеристикам. Но, к сожалению, в жилой фонд, подлежащий реновации, по желанию жителей включены не только ветхие и аварийные дома, но и дома более ранних годов строительства, дома индивидуальной, образцовой и экспериментальной архитектуры. Под будущее массовое жилье отданы сложившиеся ансамбли городской застройки, представляющие особый интерес с историко-архитектурной точки зрения. Реновация практически не затронула жилищные комплексы для рабочих, построенные в 1920-1930 годы, за исключением части Русаковского жилмассива. Но, как показывает практика разрушения наследия Авангарда последних лет, в том числе уже снесенного комплекса жилых домов «Погодинская», никто не гарантирует, что городские власти не вернутся к этому вопросу снова.
Я считаю, что данные жилищные комплексы не только не подлежат сносу и реконструкции, а требуют охраны и тщательной научной реставрации.
После завершения всех революционных событий в стране и возвращения к мирной жизни при новом государственном строе ведущую роль в стране должен был занять рабочий класс, которому требовалась принципиально иная форма организации жизни, а поскольку институт частной собственности как таковой был ликвидирован, архитекторы осуществляли поисковые работы практически без ограничений.
В рамках поиска форм организации жизни рабочих велись разработки новой типологии домов, объемно-планировочных решений, различных вариантов рационального, гармоничного и экономически выгодного сочетания жилых и хозяйственных помещений. Отсутствие частной собственности способствовало осуществлению застройки крупными жилыми массивами с применением комплексного подхода с обеспечением их всеми необходимыми культурно-бытовыми учреждениями в шаговой доступности (образовательные учреждения, клубы, магазины, прачечные и др.).
В основу всех разработок закладывался принцип гармоничного сочетания индивидуализированных жилых помещений (односемейной ячейки) с целым рядом обобществленных функций исходя из потребностей рабочего. Необходимо было отказаться от индивидуальной, замкнутой в самой себе квартиры, общежитий гостиничного или казарменного типа и изменить внутреннее наполнение ячейки, чтобы она была экономичных размеров и позволяла минимизировать траты рабочей силы и времени на обслуживание себя жильцом ячейки. Стоит отметить, что по качеству планировки квартир того времени остаются актуальными до сих пор как наиболее эргономичные, экономически целесообразные и удобные планировки.
Отправной точкой создания жилых массивов для рабочих можно считать многочисленные конкурсы Моссовета в 1920-е годы на проекты показательных жилых домов и экономичных типовых секций.
Первой такой разработанной типовой жилой секцией образца 1925 года являлась секция, состоящая из четырех квартир на этаже площадью по 40-45 м2. Каждая квартира имела две-три изолированные комнаты, выходившие в небольшой коридор. Поскольку от отдельной ванной комнаты отказались, умывальник расположили на кухне, а помещения хозяйственного назначения сохранили по минимуму, в том числе за счет обустройства на кухне специального шкафа-холодильника. Также для хозяйственных нужд были специальным образом оборудованы подвалы и прачечные на чердаке. За ширину секции были приняты 13,54 м. Проектная высота этажа составляла 2,7 м.
В 1928 году из-за критики предыдущих типовых секций, связанной с санитарной обстановкой, Моссоветом создана секция из двух квартир на этаже, состоящих из трех изолированных комнат и отдельной ванной комнаты, но при этом рассчитанные на покомнатное расселение.
Первым жилым массивом для рабочих не только в Москве, но и во всем новом государстве был жилой массив «Усачевка», построенный в 1925-1927 годах. Комплекс домов «Усачевка» состоял из девяти четырех- и пятиэтажных домов, шесть из которых Г-образной формы реализовывали принцип квартальной застройки, а три образовывали внутреннее пространство озелененного двора-парка. Секции домов из двух-, трех- и четырехкомнатных квартир на этаже имели метраж от 50 м2 с отдельными ванными комнатами. Каждая квартира представляла из себя односемейную ячейку. В квартирах было предусмотрено не только сквозное проветривание, но и обеспечивалась вентиляция всех комнат. Жилой массив в своей структуре имел обширную культурно-бытовую сеть обслуживания, включая образовательные учреждения, магазины, бани и прочее.
В те же годы, что и жилмассив «Усачевка», на Тракторной улице создается первый в Петрограде ансамбль жилых домов для рабочих. Указанный ансамбль представлял из себя протяженную улицу из шестнадцать ступенчатых трех- и четырехэтажных домов, ритмически расставленных для обеспечения сужающейся панорамы. Объемно-панировочные решения домов повторяли функциональное назначение помещений. В жилом массиве были применены единые колористические стандарты. Соединение зданий, входящих в жилмассив, при помощи арок добавляет улице живописности и создает впечатление единого градостроительного комплекса. Жилмассив лишен внутренних дворов.
Секции комбинировались из двух-, трех- и четырехкомнатных квартир, при этом в плане ванна располагалась на кухне. Проветривание и естественное освещение было даже в подсобных помещениях. Один из авторов проекта А. Гегелло писал, что 20% от общего жилого фонда жилмассива составляли односемейные ячейки с большой кухней-столовой и двумя изолированными комнатами, 65% - односемейные ячейки с тремя изолированными комнатами и отдельной кухней, которые при необходимости могли быть заселены двумя семьями, 15% - четырехкомнатные квартиры с отдельной кухней на две семьи. Стоит отметить, что минимальная площадь кухни-столовой составляла 20 м², а кухня трёх- и четырёхкомнатных квартир при двухсемейном заселении и самая маленькая жилая комната - более 9,1 м². Высота этажа не менее 2,98 м.
Помимо ансамбля Тракторной улицы в Петрограде строятся Московско-Нарвский, Володарский и Палевский жилые массивы.
Последним построенным жилым массивом для рабочих 1920-1930 годов был московский комплекс «Дангауэровка». Жилмассив, состоящий из четырех различных по составу кварталов, возведен в период с 1928 по 1932 годы, в связи с чем в нем нашла отражение смена идеологии и стиля, произошедшая в 1930-х годах, в связи с чем здесь образовалась уникальная архитектурная среда, своеобразная энциклопедия форм, типов и стилей.
В одном из жилых кварталов «Дангауэровки» для его формирования было построено шесть вытянутых вдоль пятиэтажных домов по шесть и семь секций и для замыкания квартала с севера несколько односекционных домов и с юга - два Г-образных здания с башенками.
Другой квартал, именуемый «советским ар-деко», состоял из двух одинаковых изогнутых в плане домов по тринадцать подъездов в каждом. Это были пять разновысотных секции от пяти до семи этажей с собственным озелененным внутренним двором.
Смена идеологии стиля наиболее отразилась в двух домах, построенных в форме буквы «П», один из которых имеет скошенный общий угол под 45 градусов между двумя корпусами. Стоит отметить, что изначально планировалось возвести четыре таких дома.
На другой стороне улицы от упомянутых выше домов на неровном участке построены еще два квартала с парком, не имеющих никаких примечательных архитектурных особенностей.
Весь комплекс жилого массива «Дангауэровка» имел развитую сеть культурно-бытового обслуживания, в том числе клуб, бани, пожарную часть и прочее.
Помимо Москвы и Петрограда в 1920-1930 годах была осуществлена застройка рабочими поселками и районами обширных территорий Свердловска, Нижнего Тагила, Магнитогорска, Новосибирска, Челябинска, Кемерова, Новокузнецка, Сталинграда и Горького.
В настоящее время, в связи с запуском программы реновации, мы переживаем схожую в строительстве ситуацию, поскольку по большей части заказчиком строительства в пределах Москвы являются государственные учреждения. Институт частной собственности ограничен возможностью получить схожие или чуть улучшенные жилищные условия при расселении домов, попавших под реновацию.
Также стоит отметить, что как когда-то в 1920-х годах Моссоветом, в 2017 году Минстроем России был объявлен конкурс на разработку новых концепций реновации жилищного фонда и альтернативных решений планировок стандартного жилья.
Проанализировав предъявляемые требования к жилищному строительству в первой половине 21 века, получается, что мы осознанно или неосознанно заимствуем принципы и предложения, сформулированные и реализованные еще в первой половине 20 века.
В связи с вышесказанным возникает вопрос: зачем сносить то, что и так приспособлено к существующей ситуации? При этом затрачивая колоссальные средства на расселение, судебные издержки, снос, расчистку и утилизацию старых зданий, не учитывая исторический и культурный контекст, который экономически оценить не возможно.

Заметки обывателя

Previous post Next post
Up