Про одну ожившую московскую усадьбу

Apr 14, 2013 12:05

Люблю усадьбы.
Помимо прусских сейчас мне открывается прекрасный мир нашего национального достояния - мир русских усадеб. И кто хочет погрузиться в этот мир, тем всенепременно надо приезжать в Москву! (Хотя ровно такие же слова могу написать и про церкви, но о них возможно будет другой разговор).
Тут следует отметить, что усадьба - это не просто красивый, украшенный лепниной загородный дом, где живут или куда приезжают на время богатые и знатные люди. Считается, что "Усадьба" - это отдельное поселение, дом со всеми примыкающими к нему строениями, службами и угодьями, в старину преимущественно господский или помещичий, зачастую имеющее фамильную ценность.
Жаль, что пока не удается насладиться усадьбами подмосковными, поскольку путь до них не близок, знакомых, увлеченных историей и владеющих личным автомобилем, у нас нет, а на общественном транспорте не везде и не всегда доедешь. К примеру, как-то хотели выбраться к одному памятнику архитектуры, начали продумывать маршрут, и оказалось, что на машине путь с учетом пробок занимает 1,5 часа, а общественным транспортом ехать сначала 2 часа на электричке и потом около 40 минут на автобусе, и все это только в одну сторону!
Но вернемся в Москву. Наконец-то в Москве удалось посетить одно заведение, формат которого именуется как "антикафе" и "творческое пространство" и которое называется "FreeLabs". (Примечание: Антикафе - это новый формат заведения, в котором платят только за проведенное в нем время, и, как правило, с бесплатным кофе/чаем и сладостями без алкоголя и курения). Данное заведение примечательно тем, что располагается в усадьбе 19 века. Очень интересное место, и я думаю мы не раз туда еще вернемся, но сейчас разговор не об этом.




Далее немного насыщенной истории усадьбы от команды FreeLabs (http://vk.com/freelabs) с моими маленькими дополнениями.

В 1720-1740-е гг. на месте усадьбы было два двора: доктора Д.П. Скопиони (выходил на проезд вдоль укреплений Белого города) и прапорщика Киевского драгунского полка А.М. Кологривого (Милютинский переулок).
В 1770-е гг. усадьба принадлежала прокурору Военной Коллегии В.А. Черткову. Старые застройки были полностью заменены. Вокруг главного каменного дома по периметру располагались деревянные хозяйственные и служебные корпуса.
В 1778 году торцевой участок был перестроен. В то время домом владел купец Иван Михайлович Пригодин.
В начале 1790-х гг. усадебные комплексы были объединены в одно владение, которое в 1793 г. числилось за ротмистром Д. Полуектовым. Позже усадьба перешла его дочери Варваре Дмитриевне Полуектовой (Полуехтовой). В.Д. Полуектова владела усадьбой до 1836 г. По Квартирным книгам Мясницкой части здесь было 11 жилых покоев.
В 1836 г. владение перешло к полковнице Александре Дмитриевне Толбухиной.
В 1846 г. усадьбу приобрёл Иван Данилович Лорис - Меликов. И.Д. Лорис - Меликов был коллежским секретарём и попечителем Московского Училища живописи, ваяния и зодчества (ныне Академия живописи И. Глазунова). Кроме того, он принадлежал к знатному роду (дворянский род Лорис-Меликовых восходит к XVI веку, его древние представители владели армянским городом Лори.), а его дядя был близок к императору Александру II.
По его указу палаты палаты второй половины XVII века были перестроены М.Д. Быковским.
Перед описанием внутреннего убранства, стоит рассказать о самом архитекторе - Михаиле Дориментовиче Быковском. Он был самым способным и любимым учеником архитектора Д. Жилярди, получил признание во второй трети 19 века. М.Д. Быковский сумел преодолеть традиции классицизма и наполнить свое творчество эстетикой романтизма, и дом Лорис-Меликова - яркий тому пример.
Здание построено в стиле русского классицизма с характерными высокими окнами второго парадного этажа. В боковых окнах главного фасада и окнах бокового фасада со стороны Сретенского бульвара сохранились резные деревянные рамы.
Усадебный ансамбль включал в себя особняк и конюшню, которая вместе с ризалитами дома образует внутренний дворик. Парадный был фасад выполнен в стиле безордерного классицизма. Второй этаж особенно наряден - рамочные наличники высоких окон украшены лепными фризами и полочками. Вход располагался в правом ризалите. С высоты надлестничного пространства взирают четыре прекрасные кариатиды, выполненные скульптором Н.А. Рамазановым. В фондах Государственного исторического музея хранится адресованное ему письмо от жены формовщика, который изготовлял фигуры. В нем содержится жалоба на то, что муж болен, а Лорис-Меликов грозится выгнать их семейство на улицу, если заказ не будет выполнен к сроку. Благодаря этому факту возникла легенда, будто фигур должно было быть в два раза больше - не четыре, а восемь.
Во внутреннем убранстве особняка Лорис-Меликова архитектор использовал элементы различных стилей, при этом отдельные залы были выдержаны в определенной стилистике. Для каминного зала, служившего кабинетом хозяина, выбрана "готика" - потолок выполнен в виде нервюрного свода, стены были декорированы малиновым бархатом. В картушах помещены рельефные портреты Сервантеса и Гете. В обрамлениях использованы растительные и геометрические орнаменты. В интерьере зала прослеживается ассоциация с кабинетом Фауста. Парадный зал, который мы называем Мраморный, решен в духе романтизма. Колонны из искусственного мрамора отгораживают место для оркестра. В лепнине потолка повторяется мотив с геральдическим орлом, сжимающем в когтях змею, такой образ характерен для романтического интерьера.
Паркетный зал был гостиной. Здесь Игорь Дмитриевич Лорис-Меликов принимал гостей.
Малый зал был будуаром. Он носил название Золотого зала: витиеватая лепнина рокайльного свода украшена золотом. В лепных падугах потолка помещались живописные вставки (не сохранились).
И.Д. Лорис-Меликов общался с художниками и научными деятелями. Он регулярно устраивал в своем доме вечера, на которых собирался весь цвет русской интеллигенции. Это был период расцвета этой усадьбы. Свидетельством этого расцвета является блистательное великолепие отделки парадных интерьеров, которое эффектно контрастирует с подчеркнутым благородством и скромностью отделки внешнего облика особняка.
После 1872 года усадьбой владел Коммерции советник Иван Степанович Ананов (до 1891 г.). Иван Степанович был банкиром и миллионером, крупнейшим домовладельцем (имел в собственности 9 домов-особняков в Москве), являлся казначеем на строительстве памятника Императору Александру Второму.
Именно с этим человек связано название переулка в Москве - Ананьевского. В конце XIX века наследники вложили капитал Ананова в строительство огромного дома и передали его в аренду Варваринскому акционерному обществу. Переулок получил название «Анановский», а позднее - «Ананьевский» (более близкая форма к каноническому имени Ананий).
В 1872 г. по заказу Анановых была переоборудована и заново оформлена вестибюльная зона 1-го этажа и установлена новая парадная лестница. Кстати, лестница - это не просто кованное чугунное изделие, а так называемое "каслинское литье", которое является таким же российским достоянием и брендом, как хохлома, тульские самовары или павлопасадские платки.
Следующим владельцем усадьбы стала жена Великобританского подданного Софья Иванова Экизлер. Она владела особняком с 1891 г. до 1917г.
С.И Экизлер в доме не жила и сдавала его арендаторам. На двух этажах особняка располагались две большие квартиры (из семи и четырех комнат, кухни и прихожей), конюшня служила складом.


В 1907 году домовладелица С.И.Экизлер предполагала выстроить на углу Сретенского бульвара и Милютинского переулка кинотеатр по проекту инженера П.Т. Шагина. Но здание в стилистике модерна построить не удалось.
После октябрьской революции усадьбу национализировали. В особняке были устроены коммунальные квартиры. Помещение разбили на маленькие комнаты деревянными перегородками, заложили арки проходов второго этажа. Часть домовладения перешла Учетному обществу взаимного кредита.
В 1910-е гг. в главном доме размещался склад химических товаров Мерк и контора по их продаже. Жилые площади сократились и занимали только часть второго этажа и антресоль.
После октябрьской революции усадьбу национализировали. В особняке были устроены коммунальные квартиры. Помещение разбили на маленькие комнаты деревянными перегородками, заложили арки проходов второго этажа. Часть домовладения перешла Учетному обществу взаимного кредита.
В 1926 г. по заказу Учетного общества взаимного кредита архитекторами Адамовичем и Чагиным был разработан проект 4-6-этажного жилого дома на пересечении Сретенского бульвара и Милютинского переулка. Вплотную к восточному торцу особняка было пристроено шестиэтажное здание, нарушившее гармонию застройки улицы.
В 1928 г. был сделан капитальный ремонт, в процессе которого уничтожили живопись интерьеров парадной анфилады, частично сбили лепнину, покрыли краской отделку из искусственного мрамора, паркетные полы закрыли досчатыми, устроили подвесные потолки. Помещения стали сдаваться конторам.

В 1970-х годах усадьбой владел НИИ коррозии металла, а здание ветшало и постепенно уходило под землю.
В конце 1980-х гг. усадьбу передали Правлению Всероссийского фонда культуры.
Во время восстановительных работ были обнаружены фрагменты лепнины 19 века. По найденным образцам реставраторы выполнили реконструкцию декоративного убранства особняка. Были сняты подвесные потолки, сломаны лишние перегородки.
В 1995 г. Указом Президента РФ зданию присвоен статус памятника архитектуры федерального значения "Городская усадьба первой половины 19 века".
Затем в какой-то неопределенный срок в усадьбе был ресторан, после которого вплоть до 2012 года был период запустения.
В 2012 г. усадьбе крупно повезло. Илья Теплов, идейный вдохновитель и генеральный директор Творческой Усадьбы FreeLabs, оказался и профессиональным реставратором, что стало гарантом бережного отношения к зданию.

Я просто влюбилась в ее интерьер!  Команда FreeLabs и волонтеры, помогавшие им, большие молодцы, поскольку внутренний облик усадьбы великолепен. Мне кажется, именно так должен выглядеть интерьер с историей! (К подлинным сохранившимся  или отреставрированным интерьерам, в особенности интерьерам музеев, это, естественно, не относится). Обшарпанные стены, как-будто крыша протекла, колонны, покрытые трещинами, кое-где побитая лепнина - все это создает невероятно очарование старинным комнатам.
Я бы даже сказала больше: я бы жила в этой усадьбе! Очень хороший пример правильной, на мой взгляд, реставрации.













Москва и ее окрестности

Previous post Next post
Up