Не так давно осилил
«Властелина колец». Сильнее всего впечатлился комментариями переводчиков Каррика и Каменкович. Без оных, наверное, книжка совсем бы даже и не понравилась в итоге, как слишком затянутая и не в меру эпичная.
А комменты, во-первых, сопоставимы по объему с любой из частей ВК, во-вторых, объясняют причину перевода отдельных мест именно так, а не как у других переводчиков, хотя эти доводы и не везде убедительны.
Но, самое интересное, в комментах дается введение в собственно Мир, в котором происходит действие, а так же дана попытка объяснить всё, происходящее в книжке, с точки зрения христианства и показать, что Толкин имел в виду именно это. В качестве объяснения приведены отрывки из Сильмариллиона, писем Толкина, работ западных исследователей его творчества и, зачем-то, цитаты из Флоренского по поводу собственно христианства. Поскольку Флоренский к ВК вообще никаким боком не относится, я себе позволил эти цитаты при чтении пропустить, больно мракобесием попахивают…
Как ни странно, все это очень понравилось. И дало кое-какие мысли о христианстве и верующих вообще. Ниже попробую объяснить, почему и как. Будет понятно даже тем, кто совсем не в теме. Потому что я и сам не очень в теме. Не рекомендуется читать тем, кто боится оскорбить свои религиозные чувства.
Вкратце, что я узнал об Арде, своими словами. Сильмариллион пока не читал, поэтому могу ошибаться в деталях.
Жил был Иллуватор (это местный единый и милосердный боженька), и решил он, что скучно ему. Тогда создал он Айнур (это так высшие ангелы называются, приближенные к нему). После чего раздал им ноты, которые сам и написал, и сказал: играйте, мол. Ангелы Айнуры взяли ноты и стали играть. Играли-играли-играли и из этой музыки (а музыка это у нас что? Музыка это у нас волны - объект вполне материальный) в пустоте создалась вселенная. Но один из Айнур по имени Мелкор (читай Мефистофель) решил, что скучно все делать по нотам, и решил внести свежую струю, то есть сымпровизировать. Первоначальная гармония нарушилась, и кроме правильных волн музыки пошла волна неправильная. Что же сделал Бог Иллуватор? А он попытался восстановить равновесие, в результате чего образовалась Арда (читай Земля). То есть Земля изначально представляет собой исправление ошибки - совокупность плохой волны и исправляющих ее волн хороших, и их взаимодействие. (чем-то напоминает «первородный грех»)
Потом Иллуватор поглядел на Мелкора и говорит ему:
-Вот ты думаешь, что самый умный, раз играешь не по нотам. А на самом деле самый умный - я. А знаешь, почему? Да потому, что я знал, что ты так сделаешь, и все, что ты сделал, заранее определено моим Большим Творением, при котором я создал и вас и Вселенную и все диссонансы и их исправления и заранее все предвидел, более того, заранее все задумал, и что дальше произойдет в мире - тоже все заранее определено. Так что и ты, и любой другой ангел, или даже человек могут совершать только малые творения. То есть нечто, что не противоречит творению большому. А совершить что-то, что противоречит ему, то есть мне, вы даже и не сможете, потому что я все, что вы задумаете уже знаю и предусмотрел.
После чего Мелкора он, конечно, наказал, но главное свершилось - появилось зло и добро. Чуть позже появились всякие эльфы, люди и прочая мелюзга. И стали воплощать то, что задумал Бог. То есть творить зло, бороться со злом, творить добро, жить в общем, двигать Землю по направлению к финалу.
Собственно, несмотря на то, что все, что тут написано - выдумка Толкина, с Библией в общих чертах вполне соотносится, так же как и с христианской моралью в целом. Положительным героям книжки постоянно надо бороться с искушениями, подчиняться Большому творению, и не грести поперек волн добра. А как вся эта прелесть закончится? А примерно так же, как началась. То есть опять - через музыку. Ее споют вместе с айнурами люди, эльфы, и прочая мелюзга, если к тому времени, конечно, еще останется. И, кстати, случится это не в мифическом Средиземье (или Средьземелье, как оно переведено в этом варианте), а вполне себе в нашем Мире или даже после нас. Потому что эпохи Средьземелья, по задумке Толкина, предшествуют нашей эпохе.
Так вот, по-видимому, эта финальная музыка, полностью изничтожит диссонанс и вернет первоначальную гармонию. То есть, говоря образно, кончится припев и снова будет играть бесконечный куплет. А может и не будет, может вся песня кончится. В любом случае, Арде, являющейся плодом искажения первоначальной гармонии - конец.
Там есть еще множество параллелей с христианством. Все перечислять очень долго. Есть свои аналоги для рая, ада, чистилища. Для Иисуса аналогий нет, потому что он тогда еще не пришел, но все идеи, которые он принес, витают в воздухе и наиболее добродетельные персонажи их вполне себе реализуют. Собственно, это все не важно. Кому интересно, сам почитает, или уже прочитал.
А я хочу попытаться дать определение христианству на основании вышеизложенного. Христиане, да и вообще верующие - это люди, пытающиеся жить добродетельно, то есть старающиеся попадать в унисон с Музыкой Бога, и в результате приблизить момент, когда они сами и вся Вселенная сольются с безграничной изначальной гармонией. При этом они верят, что именно то, что они делают является наиболее подходящим к замыслу Бога.
Теперь резкий переход к другой книжке, которую я тоже относительно недавно осилил. Это
Стивен Хоккинг и Леонард Млодинов - «Кратчайшая история времени». Нас интересует то место, в котором изложены основные идеи современной науки о начале нашей Вселенной. К сожалению, я уже не помню физических тонкостей. Но основная мысль, запавшая мне в голову, заключается в том, что существовали некие начальные условия, и, возможно, некий начальный импульс, который запустил расширение. Что бы это ни было, это непознаваемо, потому что все разворачивается быстрее, чем это возможно изучить. Более того, если из того же центра попытаются запуститься еще какие-то импульсы, ничего не выйдет, так как Вселенная расширяется слишком быстро и эти сигналы просто не выйдут из центра никуда. «Быть может, Бог и установил изначально законы природы, но, кажется, с тех пор Он предоставил Вселенной развиться в согласии с ними без Его вмешательства.» Существует «принцип неопределенности», согласно которому, мы не сможем узнать, каков был замысел Бога. И даже размышлять о том, есть или нет Бог, совершенно бессмысленно, потому что сам факт его наличия или отсутствия ничего нам не даст.
Таким образом, я для себя подтвердил ту позицию, которой придерживался всю жизнь: Бога по-видимому нет, а если и есть некий Творец, то это существо непознаваемое, совершенно иного порядка по сравнению с людьми, и уж точно не имеющее отношение ни к одной из религий и не требующее никакого поклонения.
Самое забавное, что это полностью соответствует тому, что пишут Каррик и Каменкович о Толкине и его мировоззрении. Толкин сам себя в одном из писем называет «римским католиком». Но что получается: Бог не вмешивается в собственную музыку после того, как запустил процесс, и ему совершенно все равно, как поведут себя живые существа, потому что он и так все знает.
А христиане - это некие фрики, ролевики, отыгрывающие роль, прочитанную ими в книжке и верящие в то, что эта игра и есть то, что стоит делать, чтоб угодить Богу.
Сам Толкин, на первый взгляд, отлично подходит под такое описание христианина: он жутко консервативен и жестко следует моральным библейским нормам. Но при этом, как очевидно из его книги, он осознает совершенную изначальную равнозначность любых человеческих барахтаний, и потому из всех равнозначных возможностей выбирает ту, которая кажется ему наиболее интересной: старается жить по своим собственным принципам. Он выдумывает собственный мир с собственным христианством, сам пишет миф о сотворении мира и тысячи других мифов. При этом называет все это «малым творением», не противоречащим большому творению Бога. Удобная и интересная позиция человека, осознающего, что все сущее - суета сует, а потому старающегося самого себя развлечь отыгрыванием придуманной самим собой роли, которую он сам называет «римским католицизмом», хотя, она с тем же успехом могла бы называться «фантазирующий даос», или «дзен-христианин» или как угодно.
Кстати, есть мнение, что все вышенаписанное хорошо легло бы на идеи дзен-буддизма, но я о нем ничего научно-популярного-крышесносящего давно не читал, поэтому в этот чудный кусок бреда такие мысли не вошли... Можете сами пофантазировать на эту тему, или присоветовать мне источник для вдохновения.