Пушкин был солнце русской поэзии, Лермонтов - луна, в сумеречный час луна взошла и отразила свет угасающего солнца. Два светила скрестили лучи в небосводе, два гения - взглянули ль они на земле в глаза друг другу? Оба гуляли по одним и тем же улицам, театрам да книжным лавкам, выпивали с одними и теми же господами, целовали ручки одним и тем же дамам... А пересечься не довелось?
"Довелось!" - не сомневался первый биограф Лермонтова П. А. Висковатый: "поэты встретились в литературных кружках"; писатель, граф Вл. Соллогуб запомнил, что познакомились они в салоне умницы-красавицы Смирновой-Россет - и Лермонтов "был тише воды ниже травы"; сослуживец Лермонтова и знакомый Пушкина граф А. В. Васильев говаривал, что Пушкин "восхищался стихами" Лермонтова и предсказывал: "Далеко мальчик пойдет".
Однако голословным графьям веры нету. Приплели, небось, мальчика задним числом. Нету документальных подтверждений! По данным официальной пушкинистики.
Неофициальная же - дикая и необузданная - подтверждение нарыла. Свидетельство, начертанное рукою самого Пушкина! И начертал он - ни много ни мало - портрет Лермонтова, о как.
"На листе приходно-расходной книги баронессы Евпраксии Николаевны Вревской 5 октября 1835 года А. С. Пушкин набросал рисунок-ребус, который помогает ответить на вопросы о том, читал ли Пушин произведения М. Ю. Лермонтова и можно ли найти подтверждения тому, что их пути пересекались."
[находка]"Интересующий нас портрет - лицо мужчины - Пушкин делает, перевернув лист.
Некоторые исследователи отождествляли его с Денисом Давыдовым. Круглые, несколько выпуклые глаза, брови, волнистые волосы. Но, как нам известно, лоб у Давыдова вполне классический, а не выпуклый. В то время как у незнакомца линия волос начинается почти у соединения лобной кости с теменной - черта редкая, характерная. Пушкин не мог не отметить ее своим зорким взглядом.
Современники отмечали именно эту приметную черту у М. Ю. Лермонтова: "широкий и большой", "необыкновенно высокий лоб" (что мы видим и на его автопортрете 1837-1838 годов).
Совпадают с лермонтовской иконографией и другие черты пушкинского рисунка: скошенные брови, с небольшим изломом в самом начале, мягкая линия чуть вздернутого носа с круглыми "фыркающими" ноздрями, хрупкая мальчишеская шея, шелковые волосы, а также грустные глаза с "калмычинкой".
Кое-кому могут показаться слишком длинными усы. Но на зарисовках, сделанных в разное время, видно, что М. Ю. Лермонтов менял и стрижку, и прическу, не только "примеривал" самые разные формы усов, но и отращивал бакенбарды. На посмертном портрете работы Р. Шведе мы видим точно такие же длинноватые - калмыцкие - усы, как и на рисунке Пушкина."
Извилистый ход дедукции запечатлён в журнале "Наука и жизнь": PАЗГАДАННЫЙ РЕБУС
Резюме: "Рисунок, оставленный в тетради, подтвердил тот факт, что Пушкин видел Лермонтова, запомнил этого молодого человека, если сумел воспроизвести его черты, а также то, что он был знаком с творчеством начинавшего тогда поэта - по крайней мере с поэмой "Хаджи-Абрек" - и предсказал его будущую славу."
Автора гипотезы, по-моему, ярко характеризует следующий эпизод:
[ Ну, Пушкин, за что так? ]Мы разговариваем в ее крохотной квартирке, в полуподвале обшарпанной саратовской пятиэтажки, словно по иронии судьбы расположенной на улице Лермонтова. Обстановка почти спартанская. Маленький диванчик, письменный стол, в стареньком кресле-качалке по-хозяйски располагается чернющая, как антрацит, кошка. Холодно. На дворе день, но в квартире полумрак, не позволяющий даже сделать нормальные снимки. От холода спасаемся горячим кофе.
- Меня однажды пригласили в Питер, где пришлось выступить на пушкинской комиссии. Они даже аргументов моих слушать не захотели, руками замахали. Я потом пришла в гостиницу, легла на койку, реву и про себя говорю: Ну, Пушкин, за что так? Почему? Ты бы хоть знак какой мне подал! И тут вдруг из радиоприемника как грянет романс:
Я здесь, Инезилья, Я здесь под окном…
Меня потом спрашивали: - А ты в окно выглянуть не догадалась?
И всё же история сохранила свидетельство того, как Лермонтов пришёл к Пушкину: публичные показания дал импозантный мужчина с обворожительными пышными бакенбардами, но об нём как-нибудь после.