На днях напомнили про
транскраниальную электростимуляцию (если кратко - это лечебный метод, когда ток пускают через голову).
Изобрели в Санкт-Петербургском Институте физиологии им. И. П. Павлова. Модифицировали классический метод электросна:
Пытливые учёные подавали импульсы тока с разной скоростью: стучались в мозг то быстро, то медленно - что называется, титровали частоту - и вот оказалось, что если всплески тока следуют с частотой 77 герц, то человеку делается очень хорошо. Потому что ритм 77 раз в секунду стимулирует выработку эндогенных опиатов, в просторечии - внутренних наркотиков - эндорфинов.
А эндорфины собирают даже рассыпавшееся на куски "я" в одно сильное, чистое, цельное.
Rythm is the power of creation.
Вот такая власть ритма.
Как тут не вспомнить про 拍子 - "хёси".
Один из ёмких японских терминов, который приходит на помощь, когда надо объяснить то, что решительно противится объяснению:
как научиться
легко и свободно импровизировать, например,
или: почему нам нравятся фильмы, в которых
довольно плохо сделаны все основные элементы кино. Актёры играют так себе. В сценарии полно дыр и не самых логичных моментов. Диалоги местами по-настоящему неловкие. Музыка - ужасно пошлая. Если смотреть на все составляющие по отдельности, это должен быть чудовищный фильм. Но нет - он великий. И всё ещё мой любимый.
В кибернетике и вообще науках о системах есть такая идея: сложную систему невозможно объяснить через сумму её элементов.
То есть, если вы собираете что-то сложное - в этой системе появляется что-то дополнительное, новый уровень, что-то большее, чем просто все элементы, собранные вместе.
В искусстве так получается самая настоящая магия: из непонятно чего собираются великие произведения.