Свои и чужие (5)

Jul 31, 2014 11:40



Из (спорной) статьи "Число зверя. Этничность как человеческая форма животного состояния":




Благоприятные условия обмена [людьми и идеями] создавались благодаря преодолению животного страха перед чужаком. Во-первых, за счет медленного расширения понятия «свой», надстраивания над старыми этническими формами новых, более обширных. Во-вторых, путем постепенного «очеловечивания» представлений о чужаке.

Благодаря формированию различных видов внеэтнической морали (религиозной, государственной, корпоративной, классовой и т.д.) стало возможным существование полиэтничных государств. Точнее, сама возможность феномена государства во многом связана со смягчением звериного этнического сознания. Моноэтничное государство во все времена представляло исключение из правил.

Государствообразующими стали прежде всего те народы, которые сумели умерить этнический ригоризм. Отказ от непримиримого отношения к чужим позволил расширять ряды в первую очередь путем включения в свой правящий слой верхушки покоренных племен. Низы чужаков, лишившихся собственной элиты, со временем также становились своими.



У крупных наций, возникших в результате интеграции многих и зачастую этнически далеких народностей, родственные и свойственнические отношения значительно слабее, чем у народов небольших и тем более крошечных. С бытовой точки зрения можно позавидовать, скажем, сплоченности евреев или армян, не говоря уже о народах-аулах Дагестана. Их взаимовыручка, несомненно, помогает им выживать в зачастую не самом благожелательном окружении. Но если бы большие народы вроде русских были столь же повсеместно завязаны на родстве и кумовстве, то они никогда бы не создали свои империи, подобные бескрайней российской. Способность интегрировать в понятие «свои» разнородные составляющие связана с необходимостью ослабить природные кровные узы - за счет увеличения роли пресловутых «духовных скреп». Зависть иванов, не помнящих родства, к абрамам и рамзанам, кровным родством живущим, - это неизбежная плата за создание крупнейшей державы в мировой истории. Это цена важного шага в направлении от молекулярной оптики родни к космическому мировоззрению рода человеческого. Полиэтничные образования прошлого, именуемые империями, - это противоречивый, непоследовательный, но неизбежный этап становления проектируемой энтузиастами всечеловеческой империи духа.



Два начала - персонально-человеческое и этническая «групповуха» - противоборствуют в душе каждого из нас. При ответе на сакраментальный вопрос: «Сколько человека в человеке?» - мера вовлеченности в свою этничность свидетельствует о «числе зверя» - доле животного начала в структуре личности.

Неверно приравнивать персональную по своей природе человечность к эгоистическому индивидуализму, так же как стайную этничность к альтруи­стическим соборным ценностям. Известно, как этнические верхушки под лозунгами защиты народных интересов обустраивают свое индивидуальное благополучие.
Сторонникам человечности соборность отнюдь не чужда. Но мыслят они ее поверх этнических барьеров, включая в понятие «свои» все население нашей планеты.



(фотографии 1-й, но не последней мировой: foto-history/tag/Великая_война)

жернова

Previous post Next post
Up