Кручина иссушит в лучину

Apr 13, 2014 20:09

Слово "депрессия" нерусское. Оно чужак.
Нахрапистый чужак, захвативший и поработивший туземные слова: скромные, тихие, работящие. Проникновенные.


(Берестов)

Видно, от доски до доски
Я перелистал словарь тоски.

Знал я все слова наперечёт,
А теперь додумался до сути:

Скорбь и впрямь скребёт,
Печаль печёт,
Грусть грызёт,
Беда наотмашь бьёт,
Мука мутит, а кручина крутит.



В великом и могучем есть посконное слово "кручина".
Тяжёлое, хроническое, хтоническое.

Длительное душевное страдание, по В.И. Далю.

Вот оно вполне могло бы стать отечественным синонимом диагнозу "клинической депрессии". "Клиническая кручина", да. По МКБ-13.

Ветер кручины не развеет.
Кручиной поля не изъездишь.
Кручиной моря не переедешь.
Лучше в пучину, чем в кручину.

Депрессией походя называют и плохое настроение, и глубокое горе.

А ведь британские учёные достоверно выяснили:

многие люди, свободные от дистимических симптомов, имеют депрессивную личность, а горе и депрессия (по крайней мере, в некоторой степени)
являются взаимоисключающими состояниями.

Почему - взаимоисключающими?
Потому что это разные агрегатные состояния.
Горевание - влажное от слёз, депрессия суха как щепка.

Есть такие кручинные люди, которых крутит всю жизнь, просто потому что кручина изначально вмонтирована в структуру характера. Депрессия у них в генах, в наследственном коде запрограммирована. Им очень трудно горевать. Не умеют - не потому что не обучены, а потому что не могут. Не дано.

При депрессивном складе характера человек бежит от про-живания, пере-живания горя - под сень привычной, удобной, гостеприимной депрессии.

При философском складе ума включается механизм психологической защиты, называемый "рационализация" - продуманное, разумное объяснение и оправдание иррациональных событий. "Не плакать, не смеяться, а понимать". Осмыслить.

При складной, хорошо развитой речи образованный человек может вам объяснить всё, решительно всё. И оправдать что угодно. Любую утрату украсить цветами своего красноречия.
Вуаля: вместо жалоб и рыданий - мечтательная улыбка.

image Click to view



Такой человек не плачет. Изо всех сил не плачет. Не даёт горю вытечь слезами. Не позволяет себе
избыть горе по-человечески.



Фрейд (Freud, 1917) был первым, кто сравнил и противопоставил депрессивные (“меланхолические”) состояния нормальному переживанию горя.

Он обнаружил важное различие между этими двумя состояниями:
при обычных реакциях горя внешний мир переживается как уменьшившийся каким-либо важным образом (потеря значимой личности),
в то время как при депрессивных состояниях то, что переживается как потерянное или разрушенное, является частью самого себя.
Cледовательно, в некотором смысле депрессия противоположна переживанию горя.
Люди, которые проходят процесс переживания горя нормальным образом, не становятся депрессивными, даже при том условии, что они глубоко печалятся в течение некоторого периода времени после тяжелой утраты или потери.

Говоря проще:

"Нормальное" горе - это опустевший мир вокруг. "Нормальная" депрессия - это мучительное чувство пустоты внутри.

(Надо ли уточнять, что и та, и другая пустота - иллюзорна?)

Горюющая душа плачет в (кажется) опустошённом мире.
Душа, сражённая депрессией, не находит (кажется) опоры - внутри себя.

Одно другому не мешает и нередко сочетается. Но это всё-таки разные состояния.

Пустота снаружи - восполнима. Мир неисчерпаем. Новые пространства, новые люди, новые впечатления.

Пустота внутри заполняется тем, что человек нашарит внутри. Там, в потёмках, вслепую, наощупь.
Если внутри всё скручено кручиной и выскоблено скорбью - придётся туго.

image Click to view



Депрессивные люди проходят через опыт неоплаканных потерь к убеждению: что-то в них самих привело к потере объекта.

Люди с депрессивной психологией считают, что в своей глубине они плохи. Они сокрушаются по поводу своей жадности, эгоистичности, конкурентности, тщеславия, гордости, гнева, зависти и страсти. Они считают все эти нормальные аспекты опыта извращенными и опасными, испытывают беспокойство по поводу своей врожденной деструктивности.





Вина депрессивной личности порой неизмерима.
Некоторая вина просто является частью человеческого существования и соответствует нашей сложной и не абсолютно доброй природе.
Однако депрессивная вина обладает изумительным самомнением.
“Плохое случается со мной, потому что я заслужил его” - постоянная скрытая тема депрессивных пациентов. Они даже могут обладать своего рода парадоксальным самоуважением, основанным на грандиозной идее: “Никто не является таким плохим, как я”.
У индивида с психотической депрессией оно может проявиться как убеждение в том, что то или иное бедствие было вызвано их личной греховностью. В полицейских участках знакомы с подобного рода случаями, когда имеющие галлюцинации люди берут на себя ответственность за происшествия, которые никогда не совершали.



Модель направленной вовнутрь агрессии согласуется с наблюдениями, что депрессивные люди редко спонтанно и бесконфликтно переживают чувство гнева. Вместо него они ощущают вину.
Автор В. Голдман (W. Goldman) однажды остроумно ответил интервьюеру: “Когда меня обвиняют в преступлении, которого я не совершал, я удивляюсь, почему я забыл о нем”. Депрессивные люди мучительно осознают каждый совершенный ими грех - при том, что они игнорируют собственные добрые поступки.

Несмотря на то, что они настолько нарушены, что не могут функционировать нормально, депрессивные люди легко нравятся и даже вызывают восхищение. Так как они направляют свою ненависть и критицизм скорее вовнутрь, чем вовне, они обычно великодушны, чувствительны и терпеливы к недостаткам.







Поскольку депрессивные люди постоянно находятся в состоянии готовности поверить в самое худшее о самих себе, они могут оказаться очень ранимыми.
Критицизм опустошает их. Когда критика имеет конструктивную направленность (например, в ситуации оценивания работы), они склонны чувствовать себя настолько задетыми и разоблаченными, что упускают или приуменьшают любые хвалебные стороны сообщения. Если же они подвергаются действительно значительным атакам, то не способны разглядеть за всеми зернами истины следующий факт: никто не заслуживает того, чтобы его оскорбляли, даже если эти нападки законны.

Цитаты из Нэнси Мак-Вильямс.


фибры, кручина

Previous post Next post
Up