Схизис. Медицинский комментарий к “House Divided” и “Under my skin”

Oct 06, 2010 01:04




Хаус погружается во мрак.
Мир вокруг Хауса угрожающе деформируется.

Отовсюду наползает хаос, почва уплывает из-под ног.
И самое жуткое - этот хаос не только снаружи.
Он пришёл изнутри.




* * *

5х22 “House Divided”

Зловещая игра слов в заголовке этой серии с трудом поддаётся переводу.
В её названии зашито сразу несколько смыслов.

Первый слой: Хаус расколотый, разбитый на части.

Второй слой - аллюзия на историческую речь Линкольна «Дом разделённый» (суть - борьба с рабством).
Там упоминается цитата из Библии :

”всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит”
(суть - гибель).

Самый точный перевод названия для меня лично (для внутреннего пользования) - «Схизис».
Это медицинский термин. Schisis (греч.) - "расщепление".
Обозначает психическое явление: одновременное и автономное сосуществование противоположных и, с точки зрения здравого смысла, антагонистичных душевных движений - двух и более полярных чувств, мыслей, стремлений.
Раньше схизис маркировал краеугольный симптом шизофрении, затем область применения была расширена, проявления схизиса обнаружены и описаны во всех психических сферах.

Схизис - это не просто когда вы, скажем, какую-то мысль поворачиваете то так, то эдак или какого-то человека немножко любите, немножко ненавидите.
Схизис - это болезненный разлад психики, когда душу разрывают взаимоисключающие желания, мозгом правят мутанты мыслей, а в сердце царят причудливые гибриды чувств: любовь-ненависть, влечение-отвращение, скорбь-восторг, гнев-растерянность...

Душевная трещина может стать столь глубокой, что некоторые чувства, мысли, волевые импульсы отщепляются и начинают жить отдельной, независимой жизнью. Цельное монолитное "Я" распадается на осколки. Иногда эти осколки вступают в странные отношения между собой.

* * *
5х22 - не первая глючная серия.
Мы уже видели Грегову Совесть - зануду-убийцу ( No Reason), Чулан Памяти ( Three Stories) и Сад Фантазий ( House's Head).

Можно смотреть 5х22 как иллюстрацию к главе из учебника психиатрии. Расстройства восприятия при хронической опиоидной интоксикации или казуистически поздний дебют шизофрении во всей красе. А можно - как вариацию на вечную тему одержимости.

Кто эта сущность, принявшая облик Cut-throat Bitch- суки, выгрызающей горло? Бес, замаскированный под аппетитную блондинку? Он внедрился в мозг, восстав из Ада?



Или это alter ego из мрачных бездн души, лукавый двойник?
Какая затейливая субличность отщепилась от многогранной личности Хауса и маячит за левым плечом?



Она нашёптывает короткий путь к диагнозу и заодно - короткий путь к смерти.
-Убьём Формана.
-Убьём подружку пациента.

Хаус игнорирует, но анафилактический шок жениху-Чейзу удалось подстроить исподтишка.

* * *
Весьма примечательна сюжетная функция Cut-throat Bitch, CtB. (Не могу называть её Эмбер - Эмбер мертва; а это - фейк, вульгарная дефектная копия Эмбер из Белого Автобуса.)
Она являет собой олицетворение проклятого вопроса: связан ли, сцеплен ли, един ли божественный дар Хауса, его моджо -
с его же сволочизмом и нетерпимостью. Гений и/или злодейство?

Характерный клинический случай подобрали, чтоб выпятить эту дилемму.
(Мимоходом: помните, с каким диагнозом поступил пациент? - синдром взрыва в голове:
он неожиданно “начал слышать”… очередное зеркало, да).

К этой дивной истории нужен бы развёрнутый мед.комментарий, но ограничусь лишь одним замечанием, чтоб развеять иллюзии зрителей, далёких от проблем глухих и слабослышащих.

Над прозрачным куполом операционной CtB подначивает Хауса:
- Парень-то навсегда глухим останется.
- Его это устраивает, - возражает Хаус.
- Да он сам не понимает, чего лишён - из-за мамаши-идиотки. Это не устраивает нас!

Так вот. Парень отказывался восстанавливать слух не из тупости. Он был вправе и он был в теме, в отличие от Хауса. На его месте точно также поступают и многие, многие другие. На то есть очень весомые причины. Малая часть их озвучена в серии.
И уж в тот момент ему точно было не до кохлеарной имплантации. После неё, на этапе слухоречевой адаптации, неизбежен сильнейший физиологический, психологический и социальный стресс. Нафиг такие сюрпризы, когда жизнь висит на волоске.
Не нужно было пороть горячку, никаких резонов для спешки, кроме желания Хауса навязать свой выбор, не было. Хирургическая коррекция слуха - плановое вмешательство, оно требует глубокой клинической и психологической подготовки, эффективность которой зависит от доброй воли больного. Создать мотивацию помогают ободряющие и разъяснительные беседы, а закрепить - доверие к врачу и осознанное сотрудничество с ним. Человек должен понимать, что с ним делают!

Поведение Хауса во время операции представляется чудовищным с моральной точки зрения, нелепым - с медицинской и преступным - с юридической. Оправдать такое бесчинство может лишь тот, кто отказывается от своего права на судьбоносное решение и личной ответственности за него, тот, кто готов терпеть произвол.




Вообще-то, телемедицину от “House M.D.” невозможно обсуждать всерьёз (сколько килобаксов стоит кохлеарный имплантат, откуда он вдруг оказался под рукой у хирурга, какую кипу бумаг пришлось бы оформить и т.п.)
Нам важнее не клиническая составляющая истории (вполне фантастичная), а нравственная. Тема манипулятивной отчуждённости продолжена сюжетной линией мальчишника. Роскошный эпизод! Воплощение схизиса.

* * *
С одной стороны - визуальное пиршество и феерический убийственный юмор, с другой - жутковатое ощущение нереальности и надвигающейся беды.
Зритель урчит от удовольствия, поглощая одно сладкое блюдо за другим: Уилсон в трусах ( фансервис!), крошка Тауб, зажатый среди стиптизёрш, австралиец Чейз с плюшевым кенгуру, облизывающая полуобнажённую девушку Тринадцать…




Но свет, цвет, звук и, главное - глаза Хауса
заставляют сердце то гулко стучать, то тревожно сжиматься.
Глухая тоска и безумие просвечивают сквозь бесшабашное веселье.

Весело всем - кроме Хауса.

Почему он рьяно ухватился за устройство вечеринки? Отжал Уилсона, соблазнил Чейза, нейтрализовал Кэмерон?
Потому что привык делать добрые дела и дарить радость людям?
Потому что ему льстит быть в центре внимания?
Потому что хочет организовать разврат, а «в групповухе легче откосить»?
Потому что не способен отдаться беззаветно и простодушно ни разврату, ни веселью,
но питает ими свою ненасытную скуку?
Потому что любит провоцировать и манипулировать, ставить эксперименты над людьми, выворачивать их наизнанку и выцеплять с этой изнанки то, в чём они никогда не посмели б признаться?

* * *
Ни одно из “потому” уже не имеет значения, когда измотанный Грег, не в силах совладать с тоской и смятением, скрывается от гостей в ванной.

Имеет значение другой вопрос - зачем ?

К шокирующему ответу улыбчиво подтолкнёт CtB.



- Выпьем за нас. За то, что вычислили рассеянный склероз.
- И слепоту, и нейропатию, и аритмию - за всё, что мы с тобой сделали. А что сделала моя команда ?
- А тебе лучше работать одному!

- Я пытался убить Чейза. Зачем??
- Тебе не нравится, когда другие счастливы.

- Наш диагноз оказался ошибкой. Больной умирает.
- ...

- Чейза хотела убить ты. С тобой надо покончить. Ты опасна.
- Я - это ты.

Можно ли ей верить?
Все лгут… И призраки - тоже?




* * *

5х23 “Under my skin”

Дисклеймер.

На разоблачение медицинских ляпов не отвлекаюсь. Считаю, что если поэтическая фантазия натыкается на корявую прозу жизни - проза должна уступить.
В нашем случае это значит, что любые извивы и выкрутасы сценария оправданы, если они выполняют главную художественную задачу: раскрыть внутренний мир героев.
Если при этом зритель плачет и смеётся, холодеет и пламенеет, дрожит и забывает дышать - то фиг с ней, с прозой. Обойдёмся.

* * *

Дифференциальный диагноз в 23-й серии весьма необычен.
Хаус проводит его самому себе.




* * *

На этот раз его диагностическая команда состоит всего из двух ассистентов: 1) реальный и 2) нереальный.
С 1) всё ясно, это старый добрый Уилсон. С 2) неясно всё.
Непонятно даже, как её называть. Эмбер, призрак Эмбер, глюкоэмбер, Cut-throat Bitch, беспощадная стерва, сучка крашена! ?
Понятно, что она откололась и прорезалась из Грегова подсознания. Но в подсознании обитает целая толпа разнообразнейших субличностей, одних Внутренних Ребёнков можно с десяток насчитать. Кто из inner voices прикинулся покойницей - до поры до времени неясно.
Для простоты изложения обозначим её Э. (произносится с недоумением и страхом, вот так: эээ?)

* * *

Итак, поехали.
Утро. Накануне Хаус был оглушён спиртным и снотворным и наконец-то смог заснуть, но это не сработало - и он завтракает в компании Э.
Эх, был ведь у него шанс избавиться от неё в 5х22, пока ещё не успела укорениться в усталом мозгу! Как она тогда боялась, что хозяин примет снотворное… но купила его с потрохами, посулив разгадку клинического случая.
Теперь она развлекает Хауса игрой на укулеле.
Но Хаус не собирается менять решение : с Э. надо покончить.

На работе. Обсуждение пациента. Чёрт возьми, Э. знает все ответы заранее! Поддакивать ей и плясать под бесовскую дудку - значит покориться, противоречить - запороть диагноз? Её доводы выглядят так убедительно… Хаус озвучивает подсказку Э., она довольно усмехается.

В кабинете Уилсона. Хаус признаётся, что галлюцинирует. Предполагает, что причиной может быть расстройство сна - вероятно, отсутствует самая глубокая фаза, дельта-сон. Уилсон соглашается помочь в обследовании и подстраховывать друга на совещаниях команды диагностов.

Лаборатория сна. ЭЭГ показывает, что расстройства сна у Хауса нет.
Первый из возможных диагнозов вычеркнут из списка:



Там остались: инфекция, травма, рассеянный склероз, шизофрения.
Инфекция стоит первой, потому что её наличие проще установить, - заявляет Хаус, -
а шизофрения, как правило, дебютирует в молодом возрасте, и потому будет рассмотрена в последнюю очередь.

Э. язвит, что инфекция - не самый вероятный, а самый желанный Хаусу диагноз, потому что её легче вылечить и сохранить работу.

В списке вообще нет опиатов. Ни на каком месте. Но об этом Э. предусмотрительно даже не заикается.

В перевязочной. Лечение пациентки по подсказке Э. вызвало страшное осложнение - синдром Лайела.
Хаус убеждается: Э. подвела его, идти у неё на поводу - опасно, верить ей - нельзя. Нельзя ни в чём. Он ошеломлён и растерян, он… чувствует себя виноватым.
Это настолько чуждо и непривычно Хаусу, что он советуется с Уилсоном - быть может, чувство вины - это симптом? Поражение лимбической системы мозга при рассеянном склерозе? Проверить просто, считает Хаус - надо извиниться. Если станет легче - значит, эмоция шла из сердца, если нет - из больного мозга.
(Бедный, наивный гениальный диагност! Раскаяние смывает грех, только если оно искреннее… да и греха там не было - не вина, а беда… )


Короче, тест с извинением провалился. С одной стороны, Хаусу легче не стало, с другой - оба ассистента указали на недостоверность извинений, а следовательно, и результатов теста. Рассеянный склероз подтверждения не получил.

Хаус упорно игнорирует Э., что заставляет её злиться: ей необходимо его внимание, она питается его энергией. Стерва идёт ва-банк - она угрожает: “всё, что тебе осталось - либо потеря рассудка, либо вечная боль” (на слове боль он закрыл глаза) “ты никогда не сможешь вернуться в медицину” -
и вонзает скальпель себе в руку. Что же сказал Грег, увидев её тёмную кровь?



"Ты намекаешь: нам надо убить нашу больную?".
Потрясающее самообладание. Видимо, Чёрный Юмор - самая храбрая из его субличностей.

Снова с Уилсоном. Анализ на рассеянный склероз отрицательный. А вот “содержание викодина в крови” зашкаливает. Уилсон настаивает: нужен детокс. Хаус против. Он так боится остаться без своих таблеток, что готов скорее рассмотреть диагноз шизофрении.

Кабинет Хауса. Звонок Уилсону: "я сейчас проверю, не психоз ли это. Инсулиновый шок - кома - перезагрузка - если поможет, опиаты не при чём". Среди оправданий викодина звучит примечательная фраза: "причина для видений возникла совсем недавно, что-то изменилось буквально в последние дни".

Кома.



Очнувшись, Хаус уверенно говорит: "сработало". Он, наконец, находит решение для пациентки - без назойливой помощи Э. Победа?

Увы, нет. Беспощадная Ведьма вернулась. Так жутко, так неожиданно.



Она появилась в тот момент, когда Хаус узнал: он не разгадал клинический ребус, а лишь угадал. Случайно ткнул пальцем в правильный ответ. Да, диагноз подтвердился, но это просто выигрыш в лотерею, а все его умозаключения были ложными. Без своей Пифии, потусторонней кудесницы, на одной холодной логике - он не справился.

Жуть не только в том, что Беспощадная Ведьма торжествует.
Она стала другая. И весь мир стал другой. Хаус провалился в безумие, пока она нескончаемо долго пела свою короткую песню. И зловеще улыбалась.

Я не знаю, как Хью Лори это сделал, но мы ясно поняли: раньше Хаус сознавал, что глюк - это глюк, и верил: он его породил - он его и убьёт.
Но в это мгновение он перестал отличать сюр от реальности, потому что они слились. И он испугался Ведьмы, как если б увидел её вживую.
Говоря медицинским языком, псевдогаллюцинация на наших глазах трансформировалась в галлюцинацию истинную. Отчаянье. Мороз по хребту.

* * *

Верный Джимми примчался на помощь. Отвёз домой, договорился с наркологической клиникой. Если инсулиновый шок не помог, значит, остаются только опиаты, следовательно нужен детокс, отказ от викодина... и в награду - вечная боль? Хаус покорно собирает вещи, он почти сломлен.
- Это твой единственный шанс, - ободряет его Уилсон.
- А что мне останется, если и он не сработает?
- Не сдаваться.
* * *
И тут - хвала небесам! - вот он, момент истины!

- Моя жизнь летит к чёрту, но почему мне не страшно?

Хауса насторожила реакция Э. - она безмятежна и явно наслаждается ситуацией. Знает, что ей ничто не грозит. Значит, этот путь ведёт в пропасть.

И экран озаряется фирменным хаусовским озарением, фирменно разыгранным пережитым Хью Лори.
Хаус внезапно выпадает из контакта, погружается в себя настолько глубоко, насколько возможно, и изрекает истину, которая пока непонятна присутствующим.
Ну, мы помним: на дифдиагнозе обычно это очередная метафора или загадка. И ещё он должен, по канону, сорваться с места и ускакать вдаль.
Так и происходит.
Он замирает (внутренний монолог, рассмотрение мелькнувшей догадки, одобрение и принятие решения),
потом задумчиво говорит вполголоса самому себе "что ж, либо так, либо электрошок каждые 6 часов".
Кидает онемевшему Уилсону "пока"
и мчится в кабинет Кадди.

* * *

Хаус солгал не сказал Кадди всей правды. Прося её провести детоксикацию, он выдвинул нелогичный, но эмоционально безошибочный аргумент: “ты знаешь меня лучше, чем кто бы то ни было”. Когда нам, женщинам, говорят не просто “ты мне нужна”, а “мне нужна ты и только ты: ведь ты не такая, как все прочие” - блин, отказать невозможно.
На самом деле, у него было как минимум ещё два веских аргумента:
1- мужское самолюбие (его озвучила той же ночью Э.)
и 2- мужское достоинство (его он сам озвучил на утро)
Ну, а дальше вы знаете.

* * *

В полном соответствии с художественной задачей нам не показывают ни лекарств, ни капельниц, ни фиксации к койке. Вместе с героем саги мы должны поверить, что дьявол был одолён исключительно силой духа.

Будут боли, вопли, корчи,
Но не бойся, не умрёшь,
Не оставит даже порчи
Изнурительная дрожь.
Встанешь с пола, худ и зелен,
Под конец другого дня.
В путь пойдешь, который велен
Духом скрытого огня.
Кое-что умрет, конечно,
У тебя внутри - так что ж?
Что имеешь, ты навечно
Все равно не сбережёшь.

У Грега внутри, видимо, умер страх. Застарелый окостеневший страх дарить любовь и открываться навстречу любви. Но это, впрочем, уже за рамками дифдиагноза.

* * *

А вот утренний секс (или попытка секса) с Лизой вполне вписывается в клиническую картину. Как известно, после войны ебаться хочется особенно остро либидо актуализируется. Всплеск адреналина сменяется всплеском тестостерона.

Война с собой, казалось бы, окончена.
Озарение в сцене сборов в наркоклинику - это был его Сталинград. Он доказал, что способен принять верное решение вопреки Беспощадной Ведьме. А ночь детокса - Курская битва.
Мы прошли этот путь вместе с Хаусом шаг за шагом и... вот она, победа?

* * *

Зрители затаили дыхание.
Выдохнут они в финале - и от этого выдоха повеет ледяным ужасом.

доктор Хаус

Previous post Next post
Up