О маленьких шизоидах

Aug 06, 2013 22:37



(х)

Мать - о сыне.

5 лет.

- Миша, с кем ты познакомился?
- С Катей, Лелей, Дианой...
- А мальчики там были?
- Нет.
- Как, совсем не было?
- Не знаю. Я на них не смотрел.
- А девочки красивые?
- Да.
- А кто красивее всех?
- Я.

(более - там: otte-pelle.livejournal.com/474258.html)

6 лет.

"Миша из тех детей, что не любят говорить о своих чувствах. Ему проще сделать это косвенно - поэтому так часто приходится сочинять сказки про мальчика Мишу, который испытывает те или иные эмоции по разным поводам и просить его что-то прокомментировать.
Сегодня, когда мы уже усыплялись, я сказала ему, что нам с ним, конечно, обоим будет грустно увидеть в Крыму, куда мы собираемся, дом бабушки. Он подскочил на постели, встал на ноги и в страшном возмущении заявил мне, что он никогда не грустит - потому что "грустят только грустилки". Когда я попыталась сказать ему, что он ошибается - и что люди все грустят и обижаются, и что это нормально, он вдруг сказал мне по-английски "idiot, stupid idiot!" Это, конечно, у него цитата из мультика, однако я спросила - отчего он так рассердился.
- Это не я сержусь, это мое сердце злится на твое сердце, потому что ты так медленно разговариваешь.
- Медленно?
- Да, потому что ..."

(далее - там: otte-pelle.livejournal.com/569247.html)

8 лет.

"И моменты славы, и моменты стыда мой ребенок проживает глубоко и прежде всего - сам в себе, не готовый ни с кем это разделить.
Для таких как он даже малейшая оплошность становится долго заживающей царапиной, и совершенно неважно, какова при этом внешняя оценка произошедшего, посколько все счеты сводятся неизменно только с самим собой, а он к себе довольно требовательный судья.
Учитывая его особенность - осторожное и недоверчивое отношение к происходящему в другом человеке - можно предположить, что у него есть базовое недоверие к тому, что другой пытается сказать о своих чувствах. Но раз их поняв, соотнеся со своими понятиями о чувствах, реагирует очень глубоко и болезненно...

... минуты триумфа Мише важны исключительно как повод для морального удовлетворения, аргумент для чувства самоценности. То, как это воспринимают другие, его, строго, говоря, не волнует - вернее, ему достаточно самой возможности иметь успех. Он успехом покупает не отношение других, наоборот, популярностью он оплачивает счета самолюбия. Оценка и признание ему намного важнее одобрения. Он рвется быть в центре внимания, ему важно, чтобы его роль была значительной, но затыкает уши от аплодисментов, потому что ему неприятны громкие звуки, и он не очень любит похвалы, потому что ему кажется, что голос чужих при этом "слишком ласковый"."

(целиком - там: otte-pelle.livejournal.com/840222.html))

13 лет.

"Вдогонку к старому посту про маленьких шизоидов. Относится, впрочем, и к другим акцентуациям.
С Мишкой было проще в том смысле, что его постоянная тревога (вызванная, в частности, непониманием происходящего внутри и снаружи, когда дело касается эмоциональной жизни) не протоптала дорожку в привычную агрессию. Конечно, сейчас у него есть подростковая раздражительность, но уже, к счастью, куда меньше тревоги и больше заземленности. А вот когда агрессивные выплески становятся привычным разрешающим аккордом тревоги - с такими детьми куда труднее сохранять терпение и доброжелательное расположение, приходится резче обозначать границы, и вообще - тратить много сил.
Вообще хорошее слово "самообладание" - ничего общего не имеет с подавлением в себе агрессии, в том, чтобы быть покорным или удобным. Самообладание - это когда ты позволяешь себе чувствовать любые переживание, а вот как при этом проявляться в мир - можешь осознанно выбирать. Успех в этом направлении дает такое благодатное ощущение взрослости и самоуважение, что может постепенно заменить компульсивный кайф от агрессивного аффекта."

( otte-pelle.livejournal.com/1111574.html))

[Миша со старшим братом]

фибры, Шерлок

Previous post Next post
Up