(
х)
Самое клёвое на празднике клоунов
не клоуны.
(
x)
Публика.
Быть в публике и за публикой наблюдать.
И наблюдать за наблюдающими за публикой.
(
х)
(
х)
*
Клоунада в толпе - прямой эфир. Острая интерактивная импровизация.
Эфир трещит и вибрирует от напряжения, вспыхивает всеми цветами ауры.
Контакт глазами.
Мгновенное считывание:
открыт / закрыт
ведётся / подавляет
зажат / разнуздан
не хочет и боится / боится, но хочет / хочет и не боится / не боится и не хочет
любит/не любит/плюнет/поцелует/к сердцу прижмёт/к чёрту пошлёт
Зацепить бровью, ободрить ладонью, раззадорить тычком бедра.
Наживить, закинуть, подсечь и выдернуть, чтоб бился как рыба на песке под злорадный хохот уцелевших.
Глядеть в глаза клоуну,
работающему репризу
в гуще, в дебрях, в пампасах толпы зрителей
- жгучий кайф.
*
Уличный театр "Makadam Kanibal" (Франция).
Клоуны-бомжи.
Грязные, потные, корявые, заскорузлые.
Беременную бомжиху филигранно тошнит, бомж в виртуозно обоссанных трусах жонглирует тремя топорами.
Нарочито (или ненарочито?) неуклюжие акробатические этюды и пугающе-физиологичные гэги: карикатурные старания спровоцировать выкидыш подручными средствами.
Всплески нежности символизируют: помойный пупс, которому никак не удаётся открутить голову, и раздолбанный игрушечный ксилофон, из которого никак не удаётся извлечь мелодию.
Потом бомж кулаком сплющивает башку пупсу и швыряет ксилофон оземь - тот разлетается вдребезги с пронзительным взвизгом.
Click to view
На раскалённой земле сидят полукругом зрители, петербуржские дети с родителями.
Дети хохочут, родители аплодируют.
Младшие дети смеются, когда бомжиха утробно рыгает, старшие - когда бомж копошится в трусах и размахивает добытым оттуда презервативом. Родители - когда бомж опасливо заглядывает бомжихе в промежность и когда она лихо разбивает кувалдой бетонную плиту у него на пузе.
Но вот наконец и схватки, и потуги, и роды (период изгнания плода и отделение последа зачем-то оставлены за кадром).
Похудевшая бомжиха и бомж выкатывают коляску.
Пантомима "Родительское счастье".
Умилённые овации публики.
- Мальчик или девочка? - интересуются наперебой.
Бомжиха склоняется к коляске, выпрямляется - и :
на руках у неё свинья.
Не сладкий поросёночек со смышлёными глазками, а отвратительная убоина с дебильной ухмылкой.
Дружные восторженные аплодисменты.
Артисты кланяются, дети бегут к артистам и дарят луговые цветы.
*
А самое поразительное было вот что.
Люди, которые смотрят представление, уткнувшись в свои гаджеты.
Рядом с ними происходит чудо - театр, который спустился со сцены и прыгает босыми ногами по траве;
живое искусство хлопает их по ушам, лезет в глаза, хватает за руки. А они наблюдают за ним через стекло.
Через маленькое плоское стёклышко в ладони, через экран телефона.
Вместо того, чтоб жадно всасывать чудо всеми чувствилищами: во всей его свежести, тяжести, сочности и рельефности, в полном объёме.
Снимать им важнее.
Когда ещё у них будет шанс стать не зрителем, а творцом прямого эфира, со-автором спектакля, подручным чуда?
Поразительно.