Как-то не так давно, пересмотрев через много лет великий кинофильм "Председатель", кинула клич на Facebook: "Егоры Трубниковы есть?" Никто не откликнулся, не нашлось таких… К чему это я? Возможно, сильно было впечатление от художественного произведения и образа главного героя. Вот, собственно, о героях…
У персонажа Михаила Ульянова был реальный прототип --
Кирилл Прокофьевич Орловский. Дважды Герой: Союза и Труда.
Как видно даже из такой краткой истории, здесь впору говорить не о художественном преувеличении, а преуменьшении. Оно и понятно: совсем безрукий герой на экране выглядел бы бесчеловечно по отношению к зрителю, и мощность образа затмилась бы сочувствием (или отвращением) к немощи. А удивительно другое. Жил-был на Могилёвщине Герой. Не книжный, не киношный -- настоящий. Титан. Человек с заглавной буквы.
И снова, кажется, к чему бы? Зачем нам в нашем непростом "сегодня" разговор о героях давно минувших дней? А так ли непросты сегодня наши дни? Действительно ли "мочи нет терпеть"? И что конкретно? Голод? Холод? Несправедливость? Вот. Несправедливость. Пренебрежение, презренье к человеку. От кого? От власти. Власть откуда? От инопланетян? Вот. Человеческая власть. Значит, такие человеки у нас водятся. А почему? Как получилось, что человеки Человекам рознь?
Возможно оттого, что есть по сути две разные теории. Одна, что человек -- орально-анально-генитальная сущность со склонностью к удовлетворению всяческих потребностей ("Хлеба и зрелищ!", пирамида Маслова). Другая говорит о том, что первое присутствует, но сутью не является. А суть -- стремление к идеалу, вековечная мечта о рае для всех сущих (мире с собой и во всём мире). И не последнем месте в этом рае для каждого.
Наматывая кольца по Садовому, чего взыскуют Майбахи и БМВ Х5? Наелись кушаний и шоу всяких разных, да так, что хоть известным задним местом поглощай. А всё чего-то им неймётся… Возможно, что-то в глубине души свербит. Не вековечная ли то мечта о рае? О справедливости? О жажде быть Героем? Тем самым, на кого хотят похожими быть мальчики, а девочки хотят рожать от него мальчиков, похожих на него. А как сказать об этом -- и не знают. Всё получается какой-то "Хутин -- пуй!" Хотя при чём тут Хутин? Он что ли отнял эту мечту? Он запретил указом Героев и Титанов? Он тот же самый, он такой же человек: не демон, слава Богу, и, к большому сожалению, не Герой.
А кто у нас Герой? Возможно, бывший советский комсомолец Миша Х., а нынче гордый, неприступный себялюбец, вор-расхититель народного добра? Ну, про него кино же снял наш культовый Лунгин. Однако, экий конфуз: душа не принимает такого идеала! Просит реального, несуррогатного. Чтобы не за себя -- за всех старался. И побеждал. Всенепременно побеждал.
Кого? Дракона. И главного -- в себе. То самое орально-анально-генитальное чудовище, Амёбоподобного Тромбопробулькивателя. И каждый может стать тогда Героем. Каждый первый. Вы скажете: "Ты бредишь, тётя! Какой Герой и Идеал? Недостижимо." А я скажу, пока так будем думать, пока в то самое упомянутое уже место будем запихивать ту самую Мечту, она и невозможна будет никогда. Что если именно стремление, попытки подняться чуть-чуть выше орально… ну, вы поняли, отнять для начала хотя бы пятачок от корыта -- и есть простой и достижимый Идеал? Что если это вот оно и есть, то самое, чего так просит душа -- дать ей подняться хоть на ступенечку повыше. А там, глядишь, понравится, и кааак пойдёт!
О чём бишь я? Да о Героях и Идеалах. Нам нужна, необходима уже больше воздуха Мечта. Огромная и светлая, одна на всех без всяких "но" и "если". Прекрасная для каждого. Чтоб каждому хотелось к ней идти и для неё трудится. Чтобы детей и внуков в тот же путь и на тот же труд благословлять могли. Чтобы была страна Героев и Титанов, а в сущности обычных человеков, только с заглавной буквы, носящих сие звание без чванства и гордыни, а с гордостью и честью.
P.S. И христианство нам про то же говорит. И коммунистические идеалы все о том же. И русская великая литература с ними вместе. Ну, видите же: не способна стать Россия страной дантистов и юристов. Для этого она слишком большая и самодостаточная. Для этого у нас слишком крепкий пупок и корни глубоки. Для этого мы чересчур инертны и задумчивы. Для этого мы слишком широки и требовательны душой.