Плавильный котел и лоскутное одеяло

Jan 19, 2010 16:30







Родители Питера Салинса приехали в США из Германии в 1938 году. Он вырос в Нью-Йорке в немецко-говорящей общине. Проблемы иммиграции ему очень хорошо знакомы. В своей книге "Ассимиляция в американском стиле" он противопоставляет ту Америку в которой он вырос, современной Америке, и говорит что отношение к иммигрантам в последние 50 лет коренным образом изменилось. Что же произошло?
С самого начала иммиграция в США подразумевала ассимиляцию. Питер выделяет 3 основных условия для ассимиляции:
1) иммигрант должен был принять английский язык как общенациональный, и использовать родной язык только дома или в своей общине
2) иммигрант должен был поверить в американские либерально-демократические и эгалитарные принципы
3) иммигрант должен был принять протестантскую этику, при этом сам он мог оставаться хоть буддиstom, речь шла об этике, a не о религии.
Так все и проиsходилo на протяжении всей американской истории. Иммигрант должен был американизироваться, а иммигранты вообще должны были переплавиться в плавильном котле (Melting Pot), и вся Америка была этим самим плавильным котлом. Если иммигрант принимал эти условия, то местные также в большинстве случаев принимали иммигранта в свои ряды. Хотя конечно эта общая схема  не исключала периодических вспышек местного национализма, которые имели место на проtyaжении всей американской истории.

Однако, после бурных 60х, в Америке многое изменилось, и в том числе отношение к иммигрантам. Официальная теория плавильного котла сменилась теорией многокультурности (multiculturalism), или как говорит Салинс теорией этнического федерализма. Вместо плавильного котла стали говорить о лоскутном одеяле. Современная Америка превратилась в лоскутное одеяло, в котором каждый лоскутик представляет из себя этническую общину. Конечно, не трудно представить какой лоскут - самый большой и находится посередине, и какие лоскутки располагаются по краям. То есть сейчас никто не ожидает чтобы иммигрант прыгал в плавильный котел и американизировался. Сейчас иммигрант должен найти свое место в соотвествующей этнической общине и гордиться своей этнической принадлежностью.

Что же получается? Наивные русские иммигранты приезжают в Америку с открытой душой и горячим желанием американизироваться. А на них цыкают и посылают куда подальше, то есть в соотвествующий дальный угол лоскутного одеяла и никому нет дела, что у бедных русских иммигрантов, в отличии, от китайцев, например, и лоскутка-то своего нет.

Почему же Салинс диссидент? Он - один из немногих оппонентов официальной теории многокультурности. Быть оппонентом этой теории - опасно. Например, если ты не поклянешься в верности этой теории, тебя не примут на работу, а если ты уже работаешь, особенно в гос. учереждении, школе, колледже и каким-то образом проявишь неуважение или неприятие этой многокультурности, то увольнение - обеспечено.

Плавильный котел и лоскутное одеяло

Previous post Next post
Up