память немцев

Sep 17, 2014 15:00



Возвращение Железного Феликса на Лубянку побудило собрать в этой публикации то немногое мемориальное, что год назад увидел в Берлине и Лейпциге. Итак, что и как помнят немцы
Мемориал памяти убитых евреев Европы - потрясающее пространство в центре Берлина. На первый взгляд - плоскость со множеством серых кубов.



Но входя внутрь, погружаешься все ниже и ниже, бетонные прямоугольники вырастают и словно погребают тебя, и ряд их почти бесконечен. Надписей нет. Камни молчат, но это молчание - как крик.






Потрясает и то, что находящийся в двух шагах от исчерканного с ног до головы Восточного Берлина мемориал остается нетронутым безбашенными граффитистами - это настоящая память, привитая с детства.



Лейпциг. Мемориал на месте городской синагоги.






Люди живут рядом с людьми, которых уже нет. Которых убили такие же люди. Отцы и деды живущих ныне.















Тоже Лейпциг. Памятник Карлу Фридриху Гёрделеру, обер-бургомистру Лейпцига, в 1937 оставившему свою должность в знак протеста против сноса памятника композитору Мендельсону и ставшему одной из ключевых гражданских фигур в антинацистской оппозиции. Казнен в 1945 году.



























Памятник расположен прямо у муниципалитета.



Берлин. Площадь Розы Люксембург, убитой вместе с Карлом Либкнехтом в 1919. Пламенная Роза продолжает говорить с берлинцами спустя почти век.






Наиболее известная ее фраза: "Самая безоглядная революционная решительность и самая великодушная человечность - только в них истинное дыхание социализма. Мир должен быть перевернут, но каждая пролитая слеза, которую можно осушить, - это обвинение, а каждый человек, который, спеша по важному делу, просто по грубой невнимательности давит бедного червя, совершает преступление."



Берлин. Один из множества фрагментов Берлинской стены.



Еще один. Арт-объект. Декор - жевательная резинка.



Лейпциг. Память о взятии города в 1945 году частями американской армии.






Берлин. Мемориальная церковь кайзера Вильгельма - мемориал разрушения и созидания. Созданная в конце 19 в.в честь кайзера, начавшего 1-ю мировую войну, разрушена авиабомбой в во время 2-й мировой. Достроенные современные объемы называют "Синей церковью" - по цвету светящихся стекол. В храме хранится реликвия - Сталинградская Мадонна.






Берлин. Площадь Большая Звезда. Колонна Победы в честь побед Пруссии во второй половине 19 в. Со всех сторон окружена парком Тиргартен и выглядит как-то неуместно в этом царстве покоя, полном отдыхающих людей и плавающих уток. Впрочем, до 1939 года колонна стояла перед рейхстагом.



Здесь же в Тиргартене, недалеко от колонны, мемориал павшим при штурме Берлина советским воинам. Точное число захороненных неизвестно.



Тоже Берлин. Старый Фриц - Фридрих Великий, король-просветитель, проливший много крови немцев, австрийцев, французов, русских.



Лейпциг. Памятник у Музея современной истории Гермпании. Одной рукой "зиг", другой "рот-фронт". Чудовище тоталитаризма шествует по древнему современному Лейпцигу.






Совсем рядом - Николайкирхе, где после проповеди началось большое восстание 9 октября 1989 года, за месяц до падения Стены. Колонна на площади - точно такая же, как и колонны внутри храма, символизирующая "райское дерево" - обозначает границу церковной территории, на которую не распространяются светские законы. Поэтому она стала местом сбора восставших. От этой каменной колонны 70-тысячная человеческая колонна двинулась по улицам с лозунгами «Народ - это мы» и «Без насилия».



А это другая сторона церкви Святого Николая и еще одна реликвия борьбы человека с драконом - подкова коня Святого Георгия. По услышенной от Анастасии Острецовой легенде, именно слетевшая подкова помогла одолеть змея: конь споткнулся, змей промахнулся, Георгий попал. А после вместо вознаграждения от жителей города попросил только заново подковать коня.



И опять Лейпциг. Медлер-пассаж. Среди торговых бутиков - вход в подземелье, в винный погребок Ауэрбаха, куда в студенческие годы частенько захаживал Гёте и где позднее разыгралась одна из первых сцен «Фауста». Бронзовые скульптуры - иллюстрации.















Лейпциг. Памятник И. С. Баху у Томаскирхе - церкви Святого Фомы, где 27 лет служил, а после был погребен Бах.



Лейпциг. Памятник Вагнеру.

К моему огромному сожалению, не удалось доехать до монумента лейпцигской Битве народов. Надеюсь, когда-нибудь.

И еще. Хочется здесь же рассказать о самом большом впечатлении от краткого пребывания в Германии. Это имеет отношение нек памятникам, а к памяти.
Мы должны были забрать из школы Элину, дочку наших друзей Тиля и Анны. Во дворе уже собрались родители - русские, немцы, азиаты, африканцы, всякие. И вот их дверей вылетает гурьба детей - беленьких, черненьких, желтеньких - любых. Они сначала рассыпаются по родителям, что-то весело и оживленно чирикают каждый на своем языке, сбрасывают ранцы и снова собираются в кучки - доигрывают недоигранное, договаривают недоговоренное -  уже по-немецки. Все разные, все равные. Это воплощенный антифашизм. Практическая память о самом главном. У немцев получилось.

памятники, прогулки, Берлин, Лейпциг

Previous post Next post
Up