Ford T 1908
8 октября 1908 года сошел с конвейера легендарный "Форд Т" - первая массовая модель автомобиля, сделавшая его не роскошью, а именно средством передвижения.
Сергей Баранов
Железный поток
Боевые машины времени мира
«Скорости нужна цель».
В.Шкловский. «Zoo, или Письма не о любви»
Более ста лет назад человек придумал движущийся экипаж с бензиновым мотором. Новую чудо-вещь назвали почему-то по-гречески - «автомобилем», т.е. «самоходом».
Соединение невиданных доселе возможностей вещи и столь независимого имени, часто сокращаемого до полностью абсолютного «авто» - «сам», возможно, и привело к тому, что вскоре уже автомобиль стал собственную железную волю диктовать своему более мягкотелому создателю.
Человек делал автомобили, а автомобили делали человека. Это обратное влияние заметил и очень точно описал Виктор Шкловский в «Письмах не о любви» в далеком 1922 году.
К этому времени «авто» уже научились разгонять своих седоков до меняющей человеческий характер - буквально «нечеловеческой» - скорости, а их изрядное и все более возрастающее число разделило сообщество людей на «пешеходов» и «автомобилистов». Быстро умножающаяся каста служителей нового культа - водители, шоферы - свысока поглядывала на медленных, бестолковых и постоянно мешающих «непосвященных». Но первых становилось все больше, последних - все меньше.
Автомобили сделали человека быстрее, но - не лучше. Однако, обладание десятками и сотнями лошадиных сил многим дало иллюзию исключительности.
Так началась война. Самая настоящая. Мировая.
На дорогах всего мира завязались бои местного значения - между водителями и пешеходами, между водителями и водителями, между водителями и автоинспекторами, между водителями и их машинами - и бои глобальные - между автомобильными корпорациями.
Мировая война людей и машин.
«Мировая» - «всемирная».
«Мировая» - «превосходная».
Автомобиль стал воплощением того, что человек ценит превыше всего: красоты и силы.
Огонь, заключенный в машине, сделал мертвое холодное железо горячим и живым. Сила огня умножилась мощью металла и родила скорость. Возникла новая красота: красота стремительных линий, красота ревущего мотора, красота летящего пейзажа, красота прирученной силы.
Но любая красота требует жертв. И жертв «авто-красоты» больше, чем на любой «настоящей» войне. Много больше.
И виноваты тут, конечно, не автомобили.
Да, они мощные, красивые, завораживающие, пьянящие своими возможностями. Но это всего-навсего машины, инструменты в руках человека.
Ревущие, как танки, срывающиеся с места и летящие, как реактивные самолеты - опасные и часто неукротимые - это наши воплощенные нереализованные амбиции, наше неутоленное тщеславие, наши скрытые комплексы. Человеческие страсти, в огне которых сгорают жизни и судьбы.
«Авто-война» - «само-война»…
В движении к цели важнее не скорость, а направление.
Человечеству в целом и каждому человеку в отдельности нужно определиться с целями и по-новому взглянуть на свои творения - машины.
Красивые, сильные, удобные - средства… чего?
…Или это тот случай, когда цель не важна?
…Скорость…
…Скорость…
…Скорость…
Duesenberg Model J 1929.
Rolls-Royce Phantom III 1936
Bugatti Type 57 Atalante 1937
Bugatti Type 57 Atalante 1937
Pegeuot n4x 1937
Talbot-Lago T150-SS 1937
Mercedes-Benz 320 w142 1938
Mercedes-Benz 540K 1939
Ford Deluxe V8 1940
Volkswagen Beetle 1955
Citroen DS 1955
Buick Riviera 1957
Cadillac Eldorado 1959
Chevrolet Corvette 1963
Pontiac GTO 1966
Стальной холст (стальная тканая сетка), авторская техника. Размеры всех работ 150х55 и 80х80.
Проект впервые был показан в Риге в 2008 году. В следующей публикации покажу, как это было.