Абулмузаффар Юсуф Адилшах

Mar 21, 2007 10:28

Это статья из труда персидского историка Фериште Firishtah's Chronicle (تاريخ فرشته). Переведена с английского, так как текст оригинала не удалось найти. Полное имя автора: محمدقاسم‌ هندوشاه‌ مؤلف‌ تاريخ‌ فرشته‌

Абулмузаффар Юсуф Адилшах, основатель династии Адилшахи, был младшим сыном султана османской империи Мурата Второго (ум. 854 г.х., 1451 н.э .). Последнему наследовал его старший сын Мехмет Второй. В связи с этим визири обратили внимание султана на то, что в начале предыдущего правления некий Мустафа, называвший себя сыном Эльдерима Баязида, вызвал большое волнение в империи. Поэтому они высказали предложение, что желательно, чтобы в будущем только одному сыну султана было позволено остаться в живых. Султан Мехмет, согласившись с этим предложением, приказал убить своего младшего брата, который был еще совсем маленьким. Исполнители его воли явились к матери, чтобы потребовать от нее выдачи сына, которого надлежало удушить, а тело представить народу на обозрение. Султанша умоляла их пощадить ребенка, а если государственная политика все же требовала принести такую ужасную жертву, просила их о милости отложить казнь до следующего дня, чтобы она смогла подготовиться душой к такому печальному событию. Визири согласились на отсрочку, и мать воспользовалась ею для того, чтобы спасти сына. Для этого она велела прийти к ней Ходжу Имадуддина, купца из города Савы, который помогал ей в приобретении товаров из Персии, и спросила его, нет ли у него на продажу рабов. Тот ответил, что у него есть пять грузин и два черкеса. Один из последних был сильно похож на ее сына. Она купила этого раба, а сына отдала на попечение купцу, вместе с большой суммой денег, умоляя его вывезти сына в безопасное место, за пределами владений султана. Ходжа, соблазнившись деньгами, согласился удовлетворить ее желание и пустился в путь с малолетним сыном султана в ту же ночь. На следующее утро, визири, явившись к дверям покоев султанши, потребовали выдать сына. Султанша же, впустив одного из них, к которому она питала доверие, откровенно рассказала про подмену и уговорила его, с помощью щедрых даров, помочь в покрытии обмана. Поэтому маленький черкес был умерщвлен, его завернутое тело было вынесено визирем, чья честность была вне подозрений, и погребено без исследования .

Ходжа Имадуддин отвез мальчика в Ардбил, где препоручил для обучения почтенному суфийскому шейху. Затем отвез его в город Саву. Когда мальчику исполнилось семь лет, ходжа раскрыл ему секрет его рождения и поместил его в школу вместе со своими детьми. На следующий год султанша послала доверенного человека в Саву, чтобы тот расспросил о ее сыне. Посланец, после девятимесячного отсутствия, отправился назад, но так сильно заболел в Александрии, что пробыл там полтора года, после чего вернулся к султанше с письмом, написанным ее сыном, в котором тот сообщал о себе утешительные известия. В благодарность за спасение сына султанша одарила милостыней бедных. Вскоре после этого она послала свою кормилицу, вместе с сыном Газанфар-беком и дочерью Дилшад-ага, в Саву, в сопровождении прежнего посланца, снабженного большой суммой денег для сына. Юсуф оставался в Саве до возраста шестнадцати лет, когда однажды кормилица опрометчиво разгласила секрет его рождения. Это известие достигло ушей правителя города, турка из племени Ак-Койюнлу, который потребовал от Юсуфа выкуп в сумме 400 туманов за право безопасно покинуть город. Юсуф предполагал оставаться в Куме до тех пор, пока правитель Савы не будет смещен со своего поста, но спустя некоторое время он покинул Кум, отправился в Кафан, затем в Исфахан и наконец в Шираз, где, как рассказывают, ему во сне явился пророк Хизр, внушивший ему, что следует из Персии отправиться в Индию, где он достигнет суверенной власти. Поэтому Юсуф покинул Шираз, отправился к берегу моря, сел в Гомбруне на судно и пустился в Индию, достигнув Дабула в 864 году хиджры. По прибытии туда он познакомился с Ходжой Махмудом Гурджистани, купцом, прибывшим в тот порт по делу. Внешность и манеры Юсуфа (которому в то время было всего лишь семнадцать лет) были одновременно примечательными и обаятельными, ибо он получил хорошее общее образование в Саве. Ходжа уговорил его отправиться вместе с ним в Ахмадабад (Бидар), где он был продан, как раб-грузин , визирю Ходже Махмуду Гавану , чтобы служить в охране султана.

Это сообщение автор получил от Мирзы Мухаммада из Савы, сына Гийясуддина, бывшего великим визирем Юсуфа Адилхана, в то время когда последний объявил независимость Биджапура под именем Юсуфа Адилшаха. То же самое рассказывает шах Джамалуддин Хусейн, сын шаха Хусейна Анджу, в своей «Истории». А также Ходжа Назр, из династии Бахманидов. Когда княжна Биби Масети (Beeby Musseety ) выходила замуж за сына султана Гулбарги, она уселась выше всех других женщин. Когда впоследствии ее стали за это упрекать, она ответила, что, как дочь Юсуфа Адилшаха и племянница и внучка двух султанов османской империи, она выше всех прочих женщин Декана. Амир Берид из Бидара взял на себя труд послать в Константинополь доверенных лиц, чтобы они постарались опровергнуть это утверждение. Но подтверждающие факты были настолько сильны, что впредь этот вопрос более не поднимался. Говорят, что Юсуф Адилшах принял нисбу «Саваи », в честь своего образования, полученного в Саве.

Через три или четыре месяца Махмуд Гаван, с одобрения матери султана, отдал Юсуфа под начало Азиз-хана, заведующего королевскими конюшнями. Последний, увидев, что Юсуф подходит для этой должности, и будучи престарелым и нездоровым, полностью препоручает ему заведование этим делом. Благодаря этой должности Юсуф часто показывается на глаза Мухаммад-шаха, внимание которого он привлек. После смерти Азиз-хана (и по рекомендации Махмуда Гавана) он становится заведующим королевскими конюшнями. Но вступив в конфликт с брамином, который вел счета, он уходит с этого места и связывает свою судьбу с Низам уль-Мульком, придворным, с которым он подружился до такой степени, что тот стал называть его братом.

Когда Низам уль-Мулька назначили правителем Бедара, он добился для Юсуфа титула Адил-хана и чина командующего отрядом из пятисот всадников и взял его с собой. Впоследствии Низам уль-Мульк был убит при Kehrla (خرلا). Когда Юсуф Адил-хан, оставив сильный гарнизон в крепости, после удачной кампании привел назад войско с богатой добычей, вместе с тридцатью слонами, он получил одобрение со стороны султана. С той поры звезда его удачи начала возвышаться.

Когда Мухаммад-шах оставил этот бренный мир, в стране начались раздоры. Большая часть чужеземных военачальников и воинов примкнула к Юсуфу Адил-хану, который, осознав, что визири султана склонялись к его уничтожению, удалился вместе с семьей и последователями из Ахмадабада (Бидара) в Биджапур. Приняв решение стать основателем государства, он начал расширять свои владения путем завоеваний.
Когда хума (птица-феникс) процветания распростерла тень своих крыльев над его головой, Юсуф Адил-хан в год хиджры 895 (1489 н.э.), как и Мелик Ахмадбхейри, в 895 г., согласно стиху Святого Корана,
«Меч тому, кто умеет обращаться с ним, а власть тому, кто побеждает»,
добился того, что хутба (خطبه) была зачитана с упоминанием его имени, и воспринял полог власти султана, и в это время иноземцы единогласно признали его царем. После этого он отвоевал много крепостей у правителей Мухаммад-шаха, и покорил всю страну от реки Бимы до Биджапура, причем жители этой местности подчинились его власти. Впоследствии многие деканские военачальники, которые ранее его оставили, когда он ушел из Бидара, вновь примкнули к нему, и его власть умножалась день ото дня.
Касим Берид Турк (قاسم بريد), который сам лелеял мечты основать султанат в Биджапуре, написал радже Виджаянагара, что Мухаммад-шах желает уступить ему крепости Мулкул и Рачор, если он вырвет их из рук Юсуфа Адил-хана. В то же время письма были адресованы Бахадуру Геляни, владетелю Гоа и всего Дарьябар (полоса земли, называемая на языке жителей Декана Конкан), приглашая его напасть на страну Юсуфа Адил-хана.

Махмуд Гаван, история Индии, Гоа, Абулмузаффар Юсуф Адилшах

Previous post Next post
Up