Apr 02, 2011 13:42
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАГО СЛОВАРЯ
Обливанцы, поливанцы - христиане, крещенные не въ три погружения въ купели, но посредствомъ взбрызгиванья или обливанья, какъ допускаютъ католики. Крещённыхъ такимъ способомъ лицъ русские старообрядцы называютъ еретиками: обливательное или еретическое крещение «несть крещение, но паче осквернение» . Въ 1645 г. прибывший въ Россию ученый Сербъ Юрий Крижаничъ писалъ сочинение о Крещении,въ которомъ доказывалъ, что незаконно перекрещивать Латинъ при переходе въ православие и что обливательное крещение истинно и действительно (Ркп. Синод. Библ. № 286). Въ XVII стол. въ России заподозрили Грековъ, будто они крещены обливательно, по обряду католическому; даже въ «Проскинитарии» А. Суханова внесена была ими статья, «яко бы Арсений виделъ обливательное крещение у Грековъ», но это опровергли сами раскольничьи писатели (Очерки Поповщ. П. Мельникова, I, 20). Особенное подозрение въ этомъ отношении раскольники питали къ Малороссиянамъ, жившимъ подъ польскимъ владычествомъ въ соседстве съ униатами, и считали ихъ еретиками, какъ обливанцевъ. Въ 1715 г. староверы стали искать архиерея за рубежемъ, но многие не соглашались на это и говорили: «Какъ же мы отъ обливанцевъ епископа примемъ?. Не будетъ ли такое дело еретичествомъ, паче самаго никонианства?» (Ист. о бегств. священ. Лет. Русск. Литер. IV, въ конце). На беду, до 1733 г. Феофанъ Прокоповичъ вздумалъ защищать католическое крещение, въ сочинении «Истинное оправдание правоверныхъ христианъ крещениемъ поливательнымъ во Христа крещаемыхъ»; тогда раскольники еще сильнее стали верить, что у Грековъ и въ Малоросии крестятъ обливательно, потому что самъ сущий поливанецъ защищаетъ и похваляетъ такое крещение (Очерки Поповщ. 1,94).
Очищъ - очистилище, место на томъ свете переходное, по учению католиковъ, которое служить для очищения душъ греховныхъ. Въ Космографияхъ иностранныхъ говорится, что Русские «очищу не верять, по унершихъ людехъ поминаютъ въ церквахъ» (Изборн. Хроногр. А. Попова, 503).
Паздерие, поздерие, по объяснению Востокова, стебель безъ листьевъ (Слов. II, 6 7). Раскольничий писатель XVIII стол., Иона Курносый говорить о беглыхь православныхъ священникахъ, исправляемыхъ староверами, при переходе ихъ кь нимь: «Аще мы во глубокой старости ищемь ихъ по подобию, яко по чужимъ житницамь не зерны, но охоботие и паздерие собираемь; а младыя дети где получати будуть и сыскивати, что не у обливанцевъ?» (Очерк. Поповщ. Мельникова I, 155). Изъ этого можно заключать, что под сл. паздерие разумели также полову или мякину. Пáздира - сетчатая верхняя кора на липе (Обл. Слов. 151).