Mar 29, 2011 10:15
История Города Москвы
Сочинение Ивана Забелина
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Москва- 1905.
675
Въ 1742 г. академикъ Штелинъ надписал на купленномъ имъ такомъ портрете следующую отметку:
¬«Эту омерзительно великолепную гравюру купил я въ одной картинной лавке въ Москве, подъ Кремлевскими (Спасскими) воротами, и представилъ ее черезъ одного придворнаго Ея Императорскому Величеству осенью 1742 г. Вследъ затемъ 6 апреля 1744 г. вышло изъ Сената Высочайшее повеление: все экземпляры этого портрета у продавцовъ отобрать и дальнейшую продажу ихъ подъ большимъ наказашемъ воспретить, съ темъ чтобы никто на будущее время не осмеливался портретовъ Ея Импер. Величества безъ апробации Спб. Академии гравировать или продавать».
¬Такихъ листовъ въ то время было собрано въ Спасских воротахь Печатнаго двора у батырщика 22, Архангельскаго собора у дьячка 22; за Спасскими воротами у воротъ Новгородскаго подворья (на Ильинке) у вдовы купца 29, всего 73, въ томъ числ4 Ея Величества 50, Его Высочества Наследника 23.
¬Гравюра, по словамъ академика, была омерзительно великолепна, то-есть омерзительно неистова, но ведь народъ требовалъ Императорскаго портрета, а Немецкая Академия, понапрасну называвшаяся Российскою, вовсе и не думала объ этомъ. Народъ по-своему добывалъ надобные для его жизни различные предметы умственной и нравственной пищи и возделывадъ ихъ попросту, какъ Богъ вразумилъ, не видя и не ожидая помощи и пособий отъ богатаго верхняго общества и даже отъ духовной власти, которая вместе съ светскою властью только запрещала и запрещала.
¬Художественность изображения в простонародныхъ понятияхъ и представленияхъ заключалась не въ правильности рисунка, а въ цветности раскраски, и такъ какъ красивый одного корня съ краснымъ, то и верхомъ красоты для простого парода и до сихъ поръ, покрайней мере въ Московской стороне вообще у Великоруссовъ, почитается или красный цветъ, или яркие другие цвета ».
¬