Юстинус Кернер
Злат
Две тысячи, а может быть, даже больше, лет тому назад, жил в густом лесу один пастух, который построил себе деревянную хижину, где он жил с женой и шестью сыновьями. Рядом с домиком был колодец и садик, и когда отец пас коров, то дети приходили к нему и приносили ему на обед и ужин холодной воды из колодца и чего-нибудь поесть из садика.
Младшего из детей родители звали Злат, потому что его волосы были как золото, и он был, хотя и самый маленький, самым сильным и крепким из всех братьев.
Когда дети отправлялись из дома, то впереди всегда шёл Злат с дубинкой в руках. Иначе они не хотели разгуливать, потому что боялись попасть в беду. А когда впереди шёл Злат, то они все весело шагали друг за другом по самой густой лесной чаще, даже в такую пору, когда над горой поднималась луна.
Однажды вечером, когда дети возвращались домой, навестив отца, они заигрались в лесу, а Злат так разгорячился в игре, что сиял, как вечерняя заря.
- Давайте, пойдём домой, - сказал старший, - а то, кажется, начинает темнеть.
- Посмотрите, луна! - сказал второй.
Вдруг стало светло между тёмных ёлок и какая-то женщина, похожая на луну, уселась на один из мшистых камней и стала прясть, держа в руках хрустальную прялку, светлую нить в ночи, кивая головой Злату и напевая:
«Белый зяблик, золотая роза,
В морском дворце королевская корона».
Она бы и дальше пела, да у неё порвалась нить, и она исчезла быстрее света. Теперь настала настоящая ночь, детей обуял страх, они стали бегать, жалобно крича, один туда, другой сюда, по утёсам и расселинам, и потеряли друг друга из виду.
Много дней и ночей блуждал Злат по густому лесу, но не находил ни братьев, ни отцовской хижины, ни даже человеческого следа. Лес тот разросся очень густо, гора громоздилась над горой и скала над скалой.
Чёрная смородина, которую он изредка находил, приглушала его голод и утоляла его жажду, а то бы он погиб самым жалким образом. Наконец на третий день, а другие говорят, что это случилось на шестой день, лес стал редеть и светлеть, и мальчик вышел на прекрасный зелёный луг.
И так стало у него легко на сердце, что он вдохнул вольный воздух полной грудью.
А на этом лугу были расстелены тенёта, ибо там жил птицелов, занимавшийся тем, что ловил птиц, вылетавших из лесу, и относил их на продажу в город.
«Такой парень мне как раз и нужен», - подумал птицелов, увидав Злата, который стоял на зелёном лугу рядом с тенётами и смотрел на широкое синее небо и никак не мог вдоволь наглядеться.
Птицелов захотел подшутить и потянул за верёвочку, - и раз! - Злат попал в тенёта и оказался под сеткой, ошарашено вертя годовой и не понимая, что с ним произошло.
- Вот так ловят птичек, которые вылетают из лесу, - громко смеясь, проговорил птицелов. - Меня вполне устраивают твои красные пёрышки. Ты, конечно, хитрая лиса, оставайся со мной, я научу и тебя ловить птиц.
Злат был на это согласен. Он подумал, что это очень весело - жить с птичками, тем более что он совсем отчаялся снова найти отцовскую хижину.
- Давай, посмотрим, чему ты научился, - сказал птицелов через несколько дней. Злат натянул тенёта и при первой же попытке поймал снежно-белого зяблика.
- Проваливай с этим белым зябликом! - закричал птицелов. - Ты связался с дьяволом! - И он довольно грубо прогнал Злата прочь, а белого зяблика, которого ему протянул Злат, с проклятиями растоптал ногами.
Злат не мог понять слов птицелова. Он спокойно снова отправился в лес и решил ещё раз попытаться найти отцовскую хижину.
День и ночь бежал он по камням и поваленным древесным стволам, часто спотыкаясь о чёрные корни, торчавшие повсюду из-под земли.
Однако на третий день лес начал снова редеть и светлеть, и Злат вышел из леса в прекрасный светлый сад, полный красивейших цветов, а так как прежде он ничего подобного не видел, то замер на месте от восхищения. Садовник не сразу его заметил, потому что Злат стоял посреди подсолнухов, и его волосы сверкали в сиянии солнца, как настоящий цветок.
- Ха! - сказал садовник. - Такого-то парня мне и нужно!
И он запер дверцу сада. Злат не возражал, потому что ему казалось, что жизнь среди цветов будет нескучной, тем более что он оставил надежду снова увидеть отцовскую хижину.
- Отправляйся в лес! - сказал садовник Злату однажды утром. - Принеси мне куст дикой розы, чтобы я мог привить к нему садовую розу.
Злат отправился в лес и вернулся с прекраснейшими золотыми розами, которые выглядели так, как будто их выковал искуснейший кузнец для стола самого короля.
- Проваливай с этими золотыми розами! - закричал садовник. - Ты связался с дьяволом!
И он очень грубо вытолкал юношу из сада, а золотые розы он с проклятиями растоптал на земле.
Злат не мог понять слов садовника. Он спокойно отправился снова в лес и ещё раз попытался найти отцовскую хижину.
Он бежал день и ночь от дерева к дереву, от камня к камню. Наконец на третий день лес стал светлеть и редеть, и вот Злат вышел из лесу к синему морю, лежавшему перед ним во всей своей неизмеримой шири. Солнце отражалось в хрустально-светлой поверхности, и море было похоже на жидкое золото, а по морю плыли великолепно украшенные корабли с длинными развевающимися вымпелами.
Изящная рыбацкая лодка стояла у берега. В неё вошёл Злат, восхищенно глядя на сверкающее море.
- Как раз такого парня нам и нужно! - сказали рыбаки и вдруг оттолкнулись о берега. Злат не имел ничего против, потому что ему казалось, что среди волн его ждёт золотая жизнь, тем более что он потерял всякую надежду найти отцовскую хижину.
Рыбаки забросили сети и ничего не поймали.
- А ну-ка, посмотрим, может быть, ты окажешься счастливее! - сказал Злату старый рыбак с серебром в волосах. Неловкими руками забросил Злат сети в глубину, потом вытянул их и вытащил корону из яркого золота.
- Свершилось! - воскликнул старый рыбак и упал к ногам Злата. - Привет тебе, наш король! Сто лет назад старый король, у которого не было наследников, умирая, бросил свою корону в море. И трон должен был стоять пустым в трауре до тех пор, пока какому-нибудь счастливчику судьба не определит снова вытянуть из глубины корону.
- Да здравствует наш король! - подхватили рыбаки и водрузили корону Злату на голову. Известие о Злате и вновь найденной королевской короне вскоре стало перелетать с корабля на корабль, распространяясь по земле и по морю. И вот золотая поверхность моря стала покрыта лодками и кораблями, украшенными цветами и зеленью. Все они приветствовали громкими возгласами тот корабль, на котором стоял король Злат. Он стоял со сверкающей короной на голове на носу корабля и спокойно созерцал, как солнце угасало, погружаясь в море.