مقام زن در ایران باستان
Место женщины в древнем Иране
در ایران باستان همیشه مقام زن و مرد برابر و در کنار هم ذکرشده است، حتی گروهی از ایزدان مانند آناهیتا زن هستندو در میان امشاسپندان ، امرداد و خرداد و سپندارمذ ، که صفات اهورامزدا است زن میباشند٭
В Древнем Иране статус мужчины и женщины всегда был равным, и они упоминаются как находящиеся на одном уровне.
Были даже группа богов-женщин, например, Анахита, а среди Амеша-Спента есть Амердад, Хордад и Сапандармад: женщины - помощницы Ахура Мазды.
٭ Ардвисура Анахита (
авест. Arədvī Sūrā Anāhitā) - богиня воды и плодородия в
иранской мифологии. Аредви Сура Анахита соответствует Ардвишур Анахид или Наид на среднеперсидском и современном
персидском языках, а также
Анаит на
армянском языке[3]. Отсюда же имя Анаис. Significantly more common than the non-specific meaning of Amesha Spenta is a restrictive use of the term to refer to the great seven divine entities emanating from
Ahura Mazda.
[1] In Zoroastrian tradition, these are the first seven emanations of the uncreated creator, through whom all subsequent creation was accomplished. Амеша-Спента (
авест. - «святые бессмертные»)
[1] - в религии
персов (иранцев)
зороастризме - шесть высших
духов (ангелов
[1]) царства света, покровителей добра
[2]: от них исходит создание всех видимых, хороших вещей и по их решению осуществляется и сохраняется всё совершенное и доброе
[3]. Вместе со светлым
Ахура-Маздой, ближайшими помощниками и приближёнными которого они являются, Амеша-Спента составляют «святую седмерицу» (семёрку)
[1]. Амердад («бессмертие»), - гений бессмертия для праведника, покровитель растений; ей посвящён цветок тшампа
[3] (скорее всего подразумевается «чампа», она же
плюмерия).
Хаурватат[en] («целостность»), Кордад («всесущность»), - гений здоровья, покровитель воды; ей посвящена
лилия;
Спента Армайти[en] («святое благочестие»), Сапандармад («святая мудрость»), - гений веры, покровитель земли; ей посвящён
ивовый цвет;