Навеяно флентой

Sep 28, 2021 16:00


В XV-XVI веках Нидерланды (иначе: «исторические» или Старые Нидерланды) занимали на карте Европы территории современных Бельгии, королевства Нидерланды, Люксембурга и северо-востока Франции. На рубеже XIV-XV веков нидерландские княжества были объединены под властью герцогов Бургундских, а в конце XV века они влились в состав обширной империи Габсбургов. Нидерланды называют родиной масляной живописи. Именно здесь в начале 1420-х годов художники первыми среди европейских мастеров начали широко использовать технику многослойного письма масляными красками. Она была доведена до совершенства великим Яном ван Эйком. Ранняя нидерландская живопись была исполнена благочестия, а в мастерстве иллюзорного воссоздания земных реалий нидерландцы не знали равных в Европе. Расцвет национальной живописи той эпохи ознаменован именами Яна ван Эйка и Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Гуго ван дер Гуса. Сильное воздействие на нидерландское искусство оказало творчество Иеронима Босха. В XVI веке в нидерландской живописи обретают самостоятельность жанры, обращённые к реальной действительности: пейзаж, картины на бытовые темы, натюрморт. Вершину достижений старонидерландской школы определило творчество Луки Лейденского и Питера Брейгеля Старшего. http://academy.hermitagemuseum.org/themes/iskusstvo-niderlandov-xv-xvi-vekov
Искусство Голландии логично выросло в искусстве Нидерландов XV-XVI веков, когда они были единым государством. С XVII века прошло государственное и художественное разграничение, что побудило формирование двух национальных художественных школ, единых по происхождению, но разных по признакам. Свой вклад в художественное разграничение внесли и конфессиональные разногласия. Фландрия осталась в лоне католицизма, где религиозное искусство испытывало новый расцвет в XVII в.
В XVII веке голландская нация только начинала свой исторический путь. Именно в этот период произошел решительный разрыв голландского искусства с искусством предыдущей эпохи. Простая жизнь голландских бюргеров порождала примитивные и приземлённые вкусы в искусстве, в работах художников они стремились видеть отражение собственной жизни, лишённой благородства, широкого образования, утончённых вкусов и почитания многих традиций.
История любой страны находит своё выражение в искусстве, и особенно показательна эта закономерность на примере живописи. В частности, на примере живописи Нидерландов, переживших революцию, которая сильно повлияла на дальнейшую судьбу некогда единого государства. В результате революции в XVII столетии Нидерланды поделились на две части: на Голландию и Фландрию (территория современной Бельгии), которая осталась под властью Испании.
Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное. А значит, стало возможным разделение некогда общего понятия нидерландской живописи на голландскую и фламандскую.

https://jiyuu.su/hudozhniki/iskusstvo-gollandii.html
В итоге Нидерланды утратили целостность. Исторически более близкие к католикам южные провинции предпочли остаться под владычеством Испании и стали известны как Фландрия. Северные территории получили название Голландии, добились свободы и изменили религию. Разделение сильнейшим образом повлияло на дальнейшую судьбу единого прежде государства. В 17 веке искусство Фландрии и Голландии основывается на общих традициях, но развивается в совершенно разных, порой противоположных направлениях.
Фламандская живопись
Во Фландрии главную роль в жизни страны по-прежнему играли феодальные дворяне и сановники католической церкви. Они же были основными заказчиками искусства, которое развивало темы итальянского и испанского Возрождения с учетом национального колорита. Художники изображали величественные библейские сюжеты для алтарей, мифологические сцены для украшения замков, огромные натюрморты для богатых городских домов и портреты вельмож.
Ярче всего чувственное и пышное фламандское барокко воплощается в творчестве Питера Пауля Рубенса (Pieter Paul Rubens). Его картины полны торжества и радости жизни. Для рубенсовских полотен характерно обилие тяжелых фигур, богатство красок и резкий контраст светотени. После поездки в Италию художник до конца жизни сохранял интерес к античным сюжетам. Нередко поводом для создания очередного шедевра становились события придворной жизни. Пример - роскошное полотно «Прибытие Марии Медичи в Марсель», полное аллегорических и мифологических образов.
Характерные для стиля Рубенса черты стали общими для всей школы. Вот еще несколько выдающихся фламандских живописцев 17 века: Якоб Йорданс (Jacob Jordaens). Создавал жизнерадостные картины богатых пиршеств. Даже герои христианских легенд в его творчестве похожи на пышущих здоровьем фламандцев-современников. Антонис Ван Дейк (Antoon van Dyck). Развивал жанр парадного портрета, обогащая аристократические образы психологическими чертами и экспрессией. Один из лучших образцов его творчества - «Портрет рыцаря с красной повязкой». Ян Брейгель Младший (Jan Bruegel de Jonge). Это внук Питера Брейгеля Старшего (Pieter Bruegel de Oude). Он с большим мастерством писал панорамные пейзажи, порой смешивая их с мифологическими сюжетами.
Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/pochemu-niderlandy-razdelilis-i-kak-eto-otrazilos-v-iskusstve
Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/pochemu-niderlandy-razdelilis-i-kak-eto-otrazilos-v-iskusstve
Голландская живопись
После торжества Реформации многим художникам в Голландии пришлось нелегко. Церковь перестала заказывать дорогие произведения искусства, да и знать считала нескромным украшать дома большими торжественными полотнами. Яркость и роскошь просто вышли из моды. Но искусство все же осталось востребованным. Мало того, обретенная свобода вызвала мощный духовный подъем, который не мог не отразиться в живописи. В голландском искусстве наступил Золотой век. Картины, помимо знати, стали заказывать и менее богатые слои населения. Общий уровень жизни поднялся настолько высоко, что даже бедные крестьяне находили возможность украсить дом хотя бы одной картиной достойного качества. Но исторические и мифологические сюжеты мало интересовали крестьян, торговцев и ремесленников. Их привлекала окружающая жизнь: природа, современники и обыденные вещи. Поэтому творчество художников становится реалистичным.
Расцветают жанры натюрморта и пейзажа. Многие голландские живописцы доводили свое мастерство до совершенства, специализируясь на одной узкой теме. Например, писали только зимние пейзажи или только лунные пейзажи. Чтобы сделать обыденность более интересной, голландцы научились передавать тончайшие нюансы света и добивались изумительной детализации изображения. Дополнительный смысл полотнам придавало философское содержание, которое передавалось через символические образы.
Олицетворением голландской живописи стал Рембрандт (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), достигший величайшего мастерства светотени и отразивший в своем творчестве полный спектр человеческих эмоций. Еще один талантливейший мастер золотого века в искусстве Голландии - Это Ян Вермеер (Johannes Vermeer van Delft). Он создал мало картин и не был знаменитым при жизни, но спустя два столетия обрел заслуженную славу. Среди других выдающихся голландских мастеров 17 века можно назвать пейзажистов Якоба ван Рейсдаля и Альберта Кейпа, а также мастера групповых портретов Франса Халса.

Фламандская и голландская живопись сохраняли уникальность и самобытность около 100 лет. Постепенно национальное самосознание этих стран ослабело, и новые художники стали создавать картины под влиянием французских мастеров.

Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/pochemu-niderlandy-razdelilis-i-kak-eto-otrazilos-v-iskusstve

Фландрия, Голландия, Нидерланды, живопись

Previous post Next post
Up