Сказка про сто миллионов

Aug 08, 2020 11:27


Мог ли советский человек накопить сто миллионов? Мы с Арнольдом халтурили, зарабатывая по двести рублей и больше, когда средняя зарплата была около ста рублей. У нас не было ещё семьи и детей, так что тратили всё на себя. Можно сказать, ни в чем себе не отказывали. Без вина не садились за стол, одевались, не взирая на цену. Ходили в ресторан с девушками. Шиковали. А что у нас было? Холодильник и телевизор, больше никаких ценностей не было. Арнольд как-то приобрел транзисторный приемник, а у меня был магнитофон «Дайна». Фактически мы жили из руки в рот, то есть ничего не копили. Арнольд жил на первом этаже и иногда забывал дома ключи, захлопнув входную дверь. Чтобы войти, он просовывал брючный ремень в форточку, цеплял за шпингалет и открывал окно. Наблюдательные соседи в переулке заметили эту уловку и однажды забрались таким макаром к нему домой и похитили приемник. Больше у него нечего было взять. Когда он задумал заняться фотографией, то присмотрел в ГУМе камеру Хассельблад за большие деньги, но нужной суммы в кармане не было, и пришлось занять у друзей.
Я жил в коммуналке, где однажды сломался замок входной двери, но никто из жильцов не хотел ни чинить, ни вызывать слесаря. Примерно полгода жили с раскрытой настежь дверью. В то же время у меня сломался замок в комнатной двери. Мне было не до ремонта, так что дверь тоже была нараспашку. Никакие воры не интересовались коммуналкой, где нечего было взять. Никаких сбережений ни у друга, ни у меня не было.
Конечно, были люди, ставившие себе цель заработать и накопить. Мой знакомый из Молдовы (назовем его Михай) с детства занимался торговлей. Его мать выращивала огурцы у себя на хуторе, а он возил их на автобусе в городе на продажу. Он ещё был мальчишкой, а уже таскал мешки размером с его рост. У него с матерью была договоренность: он должен был привезти выручку в определенном размере, а всё свыше этой суммы было его по праву. Заработанное он тратил на мороженое, кино и карусель, а мать его копила деньги. Накопила около 20 тысяч. Некоторые другие тоже накопили сравнительно большие суммы. Просто некуда было тратить. Для покупки машины кроме денег нужно было еще суметь найти способ попасть в очередь за машиной. После 1991 эти деньги превратились в пыль. Так что только он и получил удовольствие, потратив деньги на себя. Всем скопидомам после 1991 пришлось начать всё сначала. Самые хитрые вкладывали в золото, но мало у кого было столько «свободных» денег, чтобы закупать золото. Заниматься валютой было вообще смертельно опасно. Владеть валютой советским гражданам разрешили только летом 1991.
В начале 90-х вообще работа была мартышкиным трудом из-за инфляции. Ситуация на финансовом рынке стабилизировалась примерно в 1996. Только народ вздохнул спокойно, как грянул кризис 1998. Следующий кризис случился через десять лет. Таким образом, для советских граждан, а потом и для российских, сто миллионов были сказочной трудно представимой суммой.
Однако некоторым жившим в СССР повезло трудиться заграницей. Один мой знакомый (назовем его Иван для смеха) трудился переводчиком в ООН. Дисклеймер: далее вся информация получена из вторых рук, то есть от Ивана, и относится к периоду более тридцати лет назад, так что ситуация могла измениться. Так вот, служащим в ООН платили намного больше за ту же работу, что и в СССР. Казалось бы, трудись и копи честно заработанное. Как бы не так! Все советские граждане, работавшие в ООН, должны были отдавать половину зарплаты государству за здорово живешь,  то есть без всяких законных оснований. Все на это соглашались, чтобы не быть отправленными назад в любимый Союз. Но накопить-то хотелось. Бедный Иван экономил каждый доллар. Надо сказать, что в то время (не знаю, как сейчас) в Нью-Йорке невозможно было не нарушить какое-либо правило дорожного движения, поэтому почти каждый день водителя штрафовали. Обычные жители города просто платили штраф и забывали о нем до следующего, хотя теоретически можно было попытаться на суде частично его снизить. Иван говорил, что на суде он был буквально белой вороной, потому что все остальные были негры. По его словам, иногда ему удавалось отстоять пять или десять баксов. Так что ему удалось кое-что скопить и по приезде домой приобрести машину (или он купил ее в Америке и перевез в СССР, точно не помню).
Честному человеку было невозможно скопить сто миллионов ни в СССР, ни в новой России.

Америка, СССР, заработок, ценности, золото, инфляция, скопидом, накопления, Россия, миллионы, валюта, деньги

Previous post Next post
Up