Джованни Папини

Feb 15, 2018 15:46

Дьявол

Замысел автора
Среди крупных религий есть особенное существо - не зверь, не человек, тем более не бог. Тем не менее, это существо пользуется услугами животных, порабощённых им людей и осмеливается состязаться с самим Богом. Согласно христианской догме, это ангел, командующий легионом ангелов, но он ангел павший, искажённый, проклятый.
Он ненавидим как раз теми, кто обещал любить врагов. Его боятся как раз те, кто наиболее далёк и отличен от него, то есть, святые, ему подчиняются и подражают как раз те, кто не верит или говорит, что не верит в его существование.
Христиане по отношению к сатане не проявили себя настоящими христианами. Они его боятся, его избегают или притворяются, что его игнорируют. Но если страх может, иногда, спасти их от его искушений, он ненадёжное оружие для спасения в будущем для остальных людей. Христос, совершенный образец христианина, беседовал с сатаной в течение сорока дней и получил поцелуй от того, в кого воплотился сатана, чтобы провести его к смерти.
Ещё большую опасность представляет равнодушие, которое в большинстве случаев оказывается непредумышленным соучастием в дьявольских посягательствах.
Чтобы навечно освободить христиан от демона, достаточно постараться лучше соответствовать евангельской заповеди любви, стараться узнать его точнее и глубже, но не для того, чтобы запутаться в его сетях, и не для участия в его кознях, но чтобы лучше уберечься от оных и принудить него вернуться в его оригинальное состояние.
Понять значит начать любить. Христианин не должен и не может любить в сатане бунт, зло и грех, но может и должен в нём любить создание, ставшее несчастным наиболее ужасным образом из всего созданного, главу и символ всех врагов, архангела, некогда бывшего ближе всех к Богу.
Истинный христианин не должен быть злым даже по отношению к злым, не должен быть несправедливым даже по отношению к несправедливым, не должен быть жестоким даже с жестокими, но должен соблазнять на добро даже соблазнителя к злу.
3. Дьявол властвует над людьми
Всякий католик, подчиняющийся церкви как руководительнице, должен верить, что люди пленники и рабы дьявола, что Земля царство сатаны. Durus est hic sermo, но выхода нет: не верящий в то, что он подданный и слуга демона, не может зваться католиком.
Почему этот наш плен и рабство не были полностью уничтожены искуплением? До пришествия Христа все люди по необходимости были пленниками и рабами демона. После пришествия Богочеловека получили искупление и освободились только бывшие тесно связанными с Христом, ставшие благодаря вере и добрым делам вполне единым с Ним.
Но на Земле пока христиане составляют меньшинство, да и среди именующих себя христианами сколько действительно таких, которые христиане лишь по названию и по некоторым внешним ритуалам? Всякий христианин, благодаря водному крещению, объявляет о своём «отречении от сатаны и от его тщеславия» и, предположительно, отмывается от пятна первородного греха. Но большая часть крещёных, достигнув зрелого возраста, не остаётся верными обещанию, заявленному от их имени крёстным отцом при крещении, и уступает так или иначе лести и искушениям сатаны. Очень мало, даже среди христиан, таких, кому удаётся сохранить в целости силу крещения.
Взгляд на жизнь человечества, даже после Искупления, подтверждает самым ужасным образом эту пугающую истину католической теологии. Об этом знал Бл. Августин, когда утверждал, что мир positus in maligno (погряз во зле).
Для тех, которые ещё помнят, что обладают душой, имеет значение, несмотря на это, любовь Бога. Но сразу после этого необходимо признать того, кто по Божьей воле нами обладает и над нами властвует: Дьявола.
4. Дьявология и демонология
Падение восставших ангелов и воздействие сатаны на жизнь человеческую не могут быть названы догмами в собственном смысле слова, но являются всё-таки истинами веры, связанными с догмой о первородном грехе.
… эта маленькая книжка не претендует на то, чтобы быть настоящим трактатом по дьявологии, но лишь первым наброском, неизбежно несовершенным и неполным.

сатана, дьявол, демонология, христианство

Previous post Next post
Up