Письмо тесно связано с религиозными понятиями во всех так называемых письменных религиях, под которыми я имею в виду религии, обладающие священными текстами. Так вот, правописание слова Бог (бог) вообще не рассматривается в действующих Правилах русского языка. В книге Д. Э. Розенталя «Справочник по правописанию и литературной правке» (Москва, «Книга», 1978, с. 15) в разделе «Употребление прописных букв» читаем:
«7. С прописной буквы пишутся индивидуальные названия, относящиеся к области мифологии и религии, например: Зевс, Марс, Изида, Брахма, Будда, Иисус Христос.
Если индивидуальные названия мифологических существ употребляются в нарицательном значении или в переносном смысле, то они пишутся со строчной буквы; ср.: древнеславянский бог грома и молнии Перун - метать перуны (гневаться, сердиться).
Родовые названия мифологических существ пишутся со строчной буквы, например: нимфа, сирена, валькирия, бес.»
Розенталь пишет:
«С прописной буквы пишутся индивидуальные названия, относящиеся к области мифологии и религии, например: Зевс, Марс, Изида, Брахма, Будда, Иисус Христос.
Если индивидуальные названия мифологических существ употребляются в нарицательном значении или в переносном смысле, то они пишутся со строчной буквы; ср.: древнеславянский бог грома и молнии Перун - метать перуны (гневаться, сердиться)» (Розенталь Д.И. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1978, с.15).
Таким образом, Розенталь не заостряет внимания на правописании интересующего нас слова, но в приводимом примере пишет бог с маленькой буквы. Поскольку Перун есть языческое божество, то можно предположить, что Бог монотеистических религий пишется с большой буквы, однако в явном виде Розенталь этого не утверждает.
Обратимся Розенталь это не утверждает.
Обратимся к словарям.
к словарю Ефремовой:
«бог м. 1) а) Одно из сверхъестественных существ, управляющее какой-л. частью мирового целого, влияющее на ту или иную сторону жизни (в античной мифологии и в некоторых формах религии). б) перен. Человек могущественный, обладающий властью над другими людьми. в) перен. Человек необычайной творческой одаренности. 2) перен. Предмет поклонения, восхищения; кумир.
Бог м. Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий - по религиозным представлениям - высшим разумом, управляющий миром».
Таким образом, согласно словарю Ефремовой, если бог управляет частью мирового целого, то пишется с маленькой буквы, а если он управляет всем миром, то это уже Бог с большой буквы. Кто и как будет проводить различие между этими существами, остаётся за скобкой. Видимо, оставляется на усмотрение пишущего. Кроме того, бог от Бога отличается тем, что бог существо в некоторых формах религии, а Бог как создатель Вселенной, обладающий - по религиозным представлениям - высшим разумом, уже какое-то другое существо. Чем «некоторые формы религии» отличаются от «религиозных представлений», также остаётся невыясненным. В явном виде никакие религии не называются, поэтому остаётся гадать, в каких случаях писать бог, а в каких Бог.
Далее возьмём словарь Ожегова и Шведовой.
«бог, \бох \, ~а, мн. ч. ~и, -ов, зват. боже, м.
1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Вера в ~а. Языческие ~и. Б. войны (у древних римлян: Марс). Возносить молитвы ~у (~ам). Принести жертву ~у (~ам). Красив как молодой б. Не ~и горшки обжигают (посл. в знач.: можно справиться, это по силам).
2. (Б прописное). В христианстве: триединое божество, творец и всеобщее мировое начало Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Б. ...
един в трёх лицах. Без Бога ни до порога (стар. посл. в знач.: Бог помогает во всём).
3. перен. Предмет поклонения, обожания (устар., книжн.). Музыка его б. Эта девушка для него б.»
Здесь уже больше ясности, так как проводится резкое различие между Богом христианства и богами других религий. То есть, если речь идёт о христианстве, пишем Бог. Если же о любой другой религии, то пишем бог.
Следующий на очереди словарь Ушакова.
«БОГ бога, м. По религиозным верованиям - верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются господствующие классы, как орудием угнетения трудящихся масс. «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, - идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу». Ленин.»
В этом словаре бог пишется с маленькой буквы.
Далее берём «Орфографический словарь» и удивляемся новому повороту темы.
«бог бог, -а, мн. -и, -`ов и (в христианстве и нек-рых др. религиях: единое верховное существо) Бог, -а».
Сначала бог пишется с маленькой буквы, а потом, с оговоркой в скобках, с большой. Однако эта оговорка не проясняет дела, так как нет исчерпывающего перечня этих самых «других религий». Однако слова «единое верховное существо» намекают явно на монотеистические религии.
В «Словаре синонимов» читаем:
«Бог, Аллах, Иегова, Саваоф, Небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, Предвечный, Создатель, Творец. (Зевес, Юпитер, Нептун, Аполлон, Меркурий и др.) (ж. р. богиня); божество, небожитель. См. идол, любимец || в бозе почивший, воссылать молитву к богу, давай бог ноги, дай бог, чтобы, за правду бог лица набавляет, и бог велел, избави бог, как бог на душу положит, на аршин унести грешно, а на ножницы и бог велел, не бог весть как, не бог знает какой, не дай бог, не приведи бог, отдать богу душу, почить в бозе, привел бог, сохрани бог, упаси бог».
Судя по всем примерам, бог пишется всегда с маленькой буквы.
«Энциклопедический словарь»:
«БОГ, в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром ("всемогущество"). Вера в Бога - основа всякой религии».
Здесь явное противоречие. Сперва делается заявление о том, что бог пишется с маленькой буквы в религиях политеизма, но с большой буквы в теизме, а затем идёт загадочная фраза о том, что «Вера в Бога - основа всякой религии». Но политеизм - это также форма религии, почему же сторонникам политеистических религий отказано в написании Бога с большой буквы?
Словарь Даля не может служить авторитетным справочником в данном случае, так как создан в эпоху с иными правилами правописания. Но для полноты картины обратимся к его словарю. Даль также не проясняет дела.
«БОГ м. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной. Слава Богу, благодаря Бога, благодарственное восклицание, в ответ на вопрос о здоровье. Бог весть, Бог знает, я не знаю. Ей Богу, видит Бог, божба. Бог даст, отказ просящему подаяния. Бог заплатит, спасибо, благодарю. Под Богом, ответ на вопрос как живете? С Богом жить, прощальное пожелание молодым»
Казалось бы, ясно, что Бог во всех случаях пишется с большой буквы. Но не тут-то было. Через несколько строчек читаем:
«Богом называют также вообще высшее существо, по понятию того народа, о коем говорится, а потому боги мн. означает и мнимых создателей и управителей вселенной, у различных идолопоклонников, и самые идолы или истуканы их зовутся богами, божками, божествами. Где жить, тем богам и молиться. Не гони бога в лес, коли в избу влез. Счастлив твой бог. Каков бог, такова ему и свеча. Что тому богу молиться, который не милует. Не тому богу попы наши молятся, чтут [sic!] мамона. Плохого бога (идола) и телята лижут. Всем богам по сапогам».
То есть в некоторых случаях бог пишется с маленькой буквы. При этом остаётся непонятным, как отличить истинного Создателя от мнимого. Даль не даёт чётких критериев.
Резюмируем. В Правилах русского правописания этот вопрос не уточняется. Разные словари дают разные, часто противоречивые сведения. Казалось бы, в таком случае каждый волен писать, как бог на душу положит: хочешь, пиши бог, а хочешь, пиши Бог. Но в словаре Ушакова есть интересное замечание:
«(Со словом бог в разг. речи сохранилось много ходячих выражений, в к-рых это слово уже потеряло свой смысл и к-рые употр. в качестве вводных слов, наречий, присловий, частиц и т. п.). Бог знает (иногда произн. бознать, в том же знач. употр. чорт [sic!] знает, см. чорт[sic!]) или (устар.) бог весть, с местоим. и местоименными нареч. бог знает кто, что, какой, куда и т. п. - 1) неизвестно кто, что, какой, куда и т. п. «Бог знает в нем какая тайна скрыта, бог знает за него что выдумали вы». (Грибоедов). «Нищий ваш царевич, бог весть какой, бог весть отколь». (Пушкин). 2) кто-то плохой, что-то плохое и т.п. (с осуждением). Шляется бог знает где. Ходит бог знает куда. Возвращается бог знает когда. Знается бог знает с какими людьми или с бог знает какими».
Здесь слово бог уже не имеет отношения к некоему «высшему» существу, и поэтому было бы странно писать его с большой буквы.
UPD
http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_1_22 В пунктах 20-22 говорится о случаях написания с прописной и строчной буквы. В «Правилах» 1956 года нет раздела, регламентирующего написание названий, связанных с религией, поэтому в названиях религиозных праздников, священных книг, названиях праздников, связанных с церковным праздничным циклом, возможна строчная буква: бог, господи, библия, коран, талмуд, святки, масленица и т. д.
Однако изменения последних лет, происшедшие в общественном сознании относительно религиозных верований и религиозных понятий, потребовали включения в новый свод раздела «Названия, связанные с религией», в основе которого лежит дореволюционная и современная печатная практика употребления прописных букв. Так, только с прописной буквы предлагается писать слова Бог, Господь, Богородица, названия религиозных праздников - Масленица, Святки, Пасха, Троица, Рождество, священных книг - Библия, Коран, Талмуд и др.
Вместе с тем вводятся существенные уточнения. В выражениях междометного и оценочного характера, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией: ей-богу, не бог весть что, не слава богу (в значении «неблагополучно»), в междометиях боже мой, господи и т.п. - слова «бог» и «господь» пишутся со строчной буквы.