Мы здесь фрагментарно процитируем книгу "История России". XX век. 1939-2007, под ред. д.и.н. Андрея Зубова (продолжение): В ночь с 12 на 13 августа 1961 г., по согласованному решению Хрущёва и лидера ГДР Ульбрихта, граница между Вост. и Зап. Берлином была закрыта - перекрыты улицы, забаррикадированы подъезды, обрезана телефонная связь, разобраны рельсы надземного и подземного транспорта. Тысячи берлинцев оказались отрезаны от своих родных и близких, потеряли место работы. В последующем на границе была построена погранполоса с колючей проволокой, минными полями и бетонной стеной с обзорными вышками и пулеметами. При попытках перебежать на Запад пограничники ГДР открывали огонь на поражение. 17 млн. восточных немцев остались в «соц. Германии» словно в клетке. Хрущёв был доволен: «таяние» людских ресурсов ГДР было остановлено таким простым способом. Администрация Кеннеди и руководство других западных держав, опасаясь военных стычек в Берлине, заняли позицию наблюдателей и даже не объявили ГДР экономическую блокаду. 26-27 октября конфликт между американскими военными и пограничниками ГДР на пропускном пункте в Берлине привел к появлению американских танков на границе. Советские власти решили, что США решили снести Берлинскую стену. В течение суток американские и советские танки стояли напротив друг друга. К счастью, у Хрущёва, после переписки с Кеннеди по тайным каналам, хватило здравого смысла отвести советские танки первым. Этому примеру последовали американцы.
Берлин, октябрь 1961 года
В фильме "Эрих Хонеккер" одна из "говорящих голов" объясняла, что у пограничников ГДР был строгий приказ: сначала крикнуть перебиравшемуся через Берлинскую стену "Halt!" ("Стой!"), затем выстрелить в воздух и лишь в виде крайней меры стрелять по ногам. Погибшим 125 жертвам и сотням тяжело раненных людей от этого "гуманного" приказа было мало утешения. Народы Польши, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Вост. Германии, воспользовавшись радикальными изменениями в позиции советского руководства, обнаружили твердое намерение выйти из соцлагеря, в котором они 40 лет назад оказались по воле сталинского руководства. В Вост. Европе люди поняли, что с «новым мышлением» отпала угроза советской военной интервенции, такой как в 1953 г. в Вост. Германии, в 1956 г. в Венгрии и в 1968 г. в Чехословакии. В результате коммунистические правительства были сметены в восточноевропейских странах в течение нескольких месяцев, и Горбачев с удовлетворением воспринял эти события как «народное волеизъявление». 12 июня 1989 г. Горбачев и германский канцлер Гельмут Коль подписывают в Бонне документ о праве европейских народов самим выбирать форму своего правления. В Вост. Германии открытие венграми австрийской границы в сентябре 1989 г. вызвало наплыв в венгерские и чешские консульства граждан, жаждавших выехать к соотечественникам на Запад. Под лозунгом «Народ - это мы» ширятся массовые демонстрации с требованием политических реформ. Реформы рекомендует и Горбачев, но шеф ГДР Эрих Хонеккер изрек: «Я не обязан клеить новые обои, если сосед занят перестройкой своей квартиры». Однако остановить демонстрации и поток беженцев через Венгрию он был не в силах. Сменивший его Эгон Кренц перед лицом массовых демонстраций с обеих сторон открыл 9 ноября 1989 г. проход через Берлинскую стену и границу с Зап. Германией. После 28 лет разделения ликованию народа не было предела. Горбачев заявил о невмешательстве в объединительный процесс, а на последовавших за тем встречах с канцлером ФРГ Гельмутом Колем поддержал полное объединение Германии и согласился с членством объединенной Германии в НАТО. В декабре к власти в Вост. Берлине пришло некоммунистическое правительство, следующим летом в ГДР была введена западногерманская валюта, а 3 октября 1990 г. ГДР юридически вошла в состав ФРГ согласно § 23 Конституции 1949 г. За уход советских войск Горбачев взял с Германии 13 млрд немецких марок. Несравнимо большие суммы Западной Германии приходилось много лет вкладывать в Восточную, чтобы несколько выровнять жизненный и культурный уровень немцев бывшей коммунистической части с остальной страной.
В ночь с 12 на 13 августа 1961 г., по согласованному решению Хрущёва и лидера ГДР Ульбрихта, граница между Вост. и Зап. Берлином была закрыта - перекрыты улицы, забаррикадированы подъезды, обрезана телефонная связь, разобраны рельсы надземного и подземного транспорта. Тысячи берлинцев оказались отрезаны от своих родных и близких, потеряли место работы. В последующем на границе была построена погранполоса с колючей проволокой, минными полями и бетонной стеной с обзорными вышками и пулеметами. При попытках перебежать на Запад пограничники ГДР открывали огонь на поражение. 17 млн. восточных немцев остались в «соц. Германии» словно в клетке. Хрущёв был доволен: «таяние» людских ресурсов ГДР было остановлено таким простым способом. Администрация Кеннеди и руководство других западных держав, опасаясь военных стычек в Берлине, заняли позицию наблюдателей и даже не объявили ГДР экономическую блокаду.
26-27 октября конфликт между американскими военными и пограничниками ГДР на пропускном пункте в Берлине привел к появлению американских танков на границе. Советские власти решили, что США решили снести Берлинскую стену. В течение суток американские и советские танки стояли напротив друг друга. К счастью, у Хрущёва, после переписки с Кеннеди по тайным каналам, хватило здравого смысла отвести советские танки первым. Этому примеру последовали американцы.
Берлин, октябрь 1961 года
В фильме "Эрих Хонеккер" одна из "говорящих голов" объясняла, что у пограничников ГДР был строгий приказ: сначала крикнуть перебиравшемуся через Берлинскую стену "Halt!" ("Стой!"), затем выстрелить в воздух и лишь в виде крайней меры стрелять по ногам. Погибшим 125 жертвам и сотням тяжело раненных людей от этого "гуманного" приказа было мало утешения.
Народы Польши, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Вост. Германии, воспользовавшись радикальными изменениями в позиции советского руководства, обнаружили твердое намерение выйти из соцлагеря, в котором они 40 лет назад оказались по воле сталинского руководства. В Вост. Европе люди поняли, что с «новым мышлением» отпала угроза советской военной интервенции, такой как в 1953 г. в Вост. Германии, в 1956 г. в Венгрии и в 1968 г. в Чехословакии. В результате коммунистические правительства были сметены в восточноевропейских странах в течение нескольких месяцев, и Горбачев с удовлетворением воспринял эти события как «народное волеизъявление». 12 июня 1989 г. Горбачев и германский канцлер Гельмут Коль подписывают в Бонне документ о праве европейских народов самим выбирать форму своего правления.
В Вост. Германии открытие венграми австрийской границы в сентябре 1989 г. вызвало наплыв в венгерские и чешские консульства граждан, жаждавших выехать к соотечественникам на Запад. Под лозунгом «Народ - это мы» ширятся массовые демонстрации с требованием политических реформ. Реформы рекомендует и Горбачев, но шеф ГДР Эрих Хонеккер изрек: «Я не обязан клеить новые обои, если сосед занят перестройкой своей квартиры». Однако остановить демонстрации и поток беженцев через Венгрию он был не в силах. Сменивший его Эгон Кренц перед лицом массовых демонстраций с обеих сторон открыл 9 ноября 1989 г. проход через Берлинскую стену и границу с Зап. Германией. После 28 лет разделения ликованию народа не было предела. Горбачев заявил о невмешательстве в объединительный процесс, а на последовавших за тем встречах с канцлером ФРГ Гельмутом Колем поддержал полное объединение Германии и согласился с членством объединенной Германии в НАТО.
В декабре к власти в Вост. Берлине пришло некоммунистическое правительство, следующим летом в ГДР была введена западногерманская валюта, а 3 октября 1990 г. ГДР юридически вошла в состав ФРГ согласно § 23 Конституции 1949 г. За уход советских войск Горбачев взял с Германии 13 млрд немецких марок. Несравнимо большие суммы Западной Германии приходилось много лет вкладывать в Восточную, чтобы несколько выровнять жизненный и культурный уровень немцев бывшей коммунистической части с остальной страной.
Reply
Leave a comment