Линейные корабли Франции; "Ла Луна", "Ла Рейн" и "Ле Юпитер" в 1654 году
Кадр из фильма "Операция "Луна": Загадочное крушение корабля Короля-Солнца" - пушки на дне моря
Так сошлось, что 1 января посмотрел на одном из кабельных телеканалов сразу два документальных фильма о кораблекрушениях - «Луна» на дне моря» и «Трагедия близнеца Титаника». Как удалось установить мне, 1-й фильм имел оригинальное название «Операция "Луна": Загадочное крушение корабля Короля-Солнца» (Operation Lune, l'epave cachee du Roi-Soleil, 2013). И он выложен в Интернете (
«Операция "Луна": Загадочное крушение корабля Короля-Солнца» (Познавательный, история, археология, исследования, 2013)).
Итак:
«Луна» - печально известное судно, когда-то состоявшее на службе во флоте Людовика Четырнадцатого. Этот корабль, потерпевший поражение в битве с пиратами, затонул в Средиземном море более трёх столетий назад при странных обстоятельствах с почти тысячей человек на борту. Случайно обнаруженная двадцать лет назад, "Луна" - своеобразная "капсула времени" из семнадцатого века. Команда, состоящая из учёных, морских экспертов, водолазов и 3D инженеров объединилась, чтобы открыть забытую главу французской истории и показать, как новые технологии могут воскресить прошлое.
А вот исторические подробности от блогера «Живого журнала» (
О том, как «Луна» погубила Пикардийский полк: von_buddenbrock - ЖЖ):
В 1664 г. Пикардийский полк принял участие неудачной экспедиции в Алжир. После двух месяцев боев в Джиджелли французы отступили на свои корабли и отправились домой. Пикардийский полк погрузился на старый 54-пушечный корабль «Луна» (la Lune), спущенный на воду в 1641 г. Водоизмещение 800 т, экипаж 350 чел.
Далее следует перевод из французской статьи «6 novembre 1664. Le naufrage de la Lune avec 800 hommes à bord marque la fin de la première guerre d'Algérie»:
У разгневанного Франсуа де Ливеня (Livenne), командора де Вердилль (Verdille), капитана трехмачтового корабля «Луна» (la Lune), не было иного выбора, кроме как отдать приказ своей команде к отплытию. Это было самоубийством. Он хорошо понимал, - невозможно вести в море корабль в таком состоянии. В трюм постоянно поступала вода, матросы, откачивая ее, по очереди сменялись у насосов. Но приказ к выходу из Тулона, отданный губернатором Прованса, был обязателен к исполнению. «Луна» должна немедленно покинуть порт и идти в карантин на Йерские острова, потому что в Провансе чума. Если эпидемия уже на континенте, зачем нужен карантин? Это глупо. И почему корабельный мастер, отправленный на борт местной властью, изучив корабль, осмелился утверждать, что старое судно еще в состоянии идти по всему миру? Вердилль ничего не понимает, но не имеет иного выбора, кроме как поднять паруса. Будь что будет.
6 ноября 1664 года «Луна» отправляется в свой последний рейс с 350 моряками и 450 солдатами на борту. Капитан особенно обеспокоен тем, что в то же самое время начинается шторм. Генерал де Ла Гильотьер (Guillotière), который командует солдатами на борту «Луны», не понимает проблемы капитана. Разве корабль только что не пересек Средиземное море? Почему он не может пройти несколько миль?
"Ну- ну, капитан, у нас не будет порядка!" Де Вердилль пожимает плечами. Что генерал понимает в морском деле? С отчаянным взглядом Вердилль смотрит на сотни солдат, забившихся во все уголки корабля. 400 из них были переведены вчера на другое судно, и это позволило им выжить в предстоящей трагедии.
«Луна» с трудом преодолевает стихию. Старый корпус дрожит от ударов волн. Еще до подхода к Жьену (Giens) происходит катастрофа, которой так боялся Вердилль: «Луна» разламывается надвое и тонет за несколько минут. Несколько дней спустя герцог де Бофор, один из командиров экспедиции, в письме к Кольберу напишет, что корабль: "(Утонул) как (кусок) мрамора". Капитан дает команду выстрелить из пушки, чтобы предупредить моряков и солдат о необходимости эвакуации, но вода быстро поглощает корабль. У 20 моряков, бывших на мостике, есть время, чтобы перебраться в спасательную шлюпку. Они быстры настолько, чтобы опередить других потерпевших кораблекрушение, которые тоже хотят влезть на хрупкое суденышко Единственный рядом находившийся корабль - «Сент-Антуан» успевает спасти едва живыми нескольких моряков.
Несмотря на свои 80 лет капитану Вердиллю, цепляющемуся за доски на воде, удалось добраться до берега. Он один из немногих, кто умеет плавать. Только 24 выживших достигло берега. Все остальные утонули вместе с кораблем. Все солдаты полка «Пикардия» погибли в волнах. В общей сложности утонуло 800 человек! <...>
Гибель «Луны» является последним эпизодом позорного военного поражения Людовика XIV, такого тяжелого, что он сделал все, чтобы сохранить его в тайне: первая попытка завоевание Алжира!
Историки долго игнорировали ее…
Король-Солнце решил организовать высадку в Северной Африке и создать плацдарм для борьбы с алжирскими пиратами. Победа должна быть легкой, после чего можно будет завоевать страну…
В конечном счете, решение о высадке на побережье Алжира в 1664 г. принял Кольбер. Выбранная цель - Джиджелли (Djidjelli), укрепленный порт на полпути между Алжиром и Тунисом. Экспедиция является прекрасным примером некомпетентной организации похода.
2 июля 1664 г., флот покинул Тулон и остановился на Балеарских островах, где соединился с галерами Мальтийского ордена. 63 судна, 9000 моряков и солдат под командованием графа де Гаданя (Gadagne) и герцога де Бофора высадились в Джиджелли 22 июля. Весело начатая экспедиция обернулась кошмаром. Город взят легко, но вскоре французские войска оказались блокированы в нем. Сопротивление противника сильнее, чем ожидалось. Руководителей экспедиции ненавидят. Бофор отказывается сходить на берег, чтобы вести своих моряков против врага. Через три месяца, 22 октября 1664 г. французы спешно эвакуируются на борт 4-х присланных королем кораблей: «Дофин» (le Dauphin), «Солнце» (le Soleil), «Нотр-Дам» (le Notre-Dame) и «Луна» (la Lune). Сотни людей погибают в панике и беспорядке. Деяние, которое должно было стать великой победой молодого короля, превращается в его унизительное поражение.
5 ноября 4 корабля, которые трещат по швам, входят в Тулон. На борту «Луны» сотни матросов по очереди откачивают воду из трюма насосами. Видя состояние экспедиционного корпуса, Луи де Ла Гуетт (Guette), интендант флота Леванта, пребывает в растерянности. Он не мог себе представить такой финал похода. Последний выпуск «Газетт де Франс» еще писал об успехах французов в Алжире. 4 корабля, набитые солдатами. Они сойдут на берег, чтобы распространить известие о поражении? Ла Гуетт использует предлог - чума в Провансе, чтобы вернуть корабли в карантин на остров Поркероль. Это конечно, абсурд, так как чума в Тулоне, а не в Африке. Но он не нашел другого повода, чтобы изолировать матросов и солдат от местных жителей, поскольку не получил распоряжений короля по данному поводу.
Вот поэтому «Луна» обречена идти в море наперекор всем невзгодам. По крайней мере, 800 человек на борту уже не заговорят. Оставшаяся часть солдат и матросов останется в карантине на острове Поркероль. Многие позднее умрут от истощения, болезней, голода и жажды. Таким образом, Людовику XIV удалось скрыть известие о поражении и сохранить свою честь.
М-да, весьма некрасивая история для «Короля-Солнца»... Во французском фильме, снятом в 2013 году, ее «малость заретушировали».
А теперь о фильме «Трагедия близнеца Титаника». Его можно посмотреть в Интернете, например по ссылке (
Трагедия близнеца Титаника. Крушение Британника (2016) HD 1080 - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео). В нем приведены письменные и аудио- свидетельства выживших при кораблекрушении плавучего госпиталя «Британник» Королевского военно-морского флота в 1916 году в Средиземном море недалеко от Афин. Оказывается, корабль напоролся на подводную мину, предположительно установленную немецкой подлодкой. И затонул, несмотря на водонепроницаемые переборки, через 50 минут. При строительстве «Британника» на верфи Белфаста английские инженеры и монтажники учли печальный опыт его «старшего брата» «Титаника», напоровшегося на айсберг в северной Атлантике. Однако после взрыва в носу корабля механика закрытия водонепроницаемых дверей, приводимых в действие с капитанского мостика, отказала. Да еще при крене «Британника» на нос и правый борт стало заливать верхние этажи, где располагался собственно госпиталь. Оказывается, медперсонал перед взрывом открыл иллюминаторы в палатах «для проветривания».
Ну а далее следуют душераздирающие подробности того, как выбравшиеся из трюма кочегары не дожидаясь команды капитана спустили несколько шлюпок и попрыгали в них, а шлюпки подтянуло к полуподнявшемуся левому винту (капитан решил продолжать работать двигателями, чтобы подойти поближе к берегу) и перемололо их вместе с людьми. Поэтому другие шлюпки, спущенные уже по команде капитана, плавали среди луж крови, голов, рук и ног... Все же более тысячи человек удалось спасти подоспевшими английскими эсминцами и греческими рыбаками, и лишь около 30 человек погибло (в основном кочегары, попавшие под винт). См. например (
«Склонял голову все ниже и ниже»: как брат «Титаника» погиб на войне - Газета.Ru).
Плавучий госпиталь "Британник" на плаву...
... и на дне Средиземного моря
Любая война - это жестокая штука. И несмотря на модернизацию средств защиты она не становится гуманнее. См. например «11 минут до Берлина». Киев засекретил данные по удару «Орешником», Россия может его повторить» (
«11 минут до Берлина». Киев засекретил данные по удару «Орешником», Россия может его повторить - Газета.Ru) от 23 ноября 2024 года. И - «Минобороны сообщило о раненных военных после удара ATACMS» (
Минобороны сообщило о раненых военных после удара ATACMS - РБК) от 26 ноября 2024 года. И - «Годовщина атаки ХАМАС на Израиль. Что стало с заложниками боевиков» (
https://360.ru/tekst/mir/godovschina-ataki-hamas-na-izrail-chto-stalo-s-zalozhnikami-boevikov/) от 7 октября 2024 года, а также - «В результате атаки Израиля на лагерь беженцев в Газе погибли десять человек» (
Удар Израиля по лагерю беженцев в Газе: погибли 10 человек) от 2 января 2025 года.